Ханты-Мансийский автономный округ включился в борьбу за внутреннего российского туриста и любителя северной экзотики из-за рубежа. В конце августа по Белоярскому району прошла ознакомительная поездка для представителей СМИ, организованная департаментом природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Югры. Территория района — настоящее раздолье для рыболовного туриста, здесь протекают красивейшие реки Обь и Казым.

В программе было посещение этнографических музеев, национальных общин, участие в обрядах и традиционных играх, знакомство с бытом коренных малочисленных народов Севера. Конечно, побывали и в самом Ханты-Мансийске.

Культурно-туристический комплекс «Самаровский останец. Археопарк» расположен в юго-западной части г. Ханты-Мансийска, у подножия Самаровского ледникового останца, площадь 3,5 га. «Археопарк» включает в себя геологический памятник (обнажение останца), памятник археологии «Самаров городок» (XI, XIV, XVIII века) и парк скульптур, изображающих животных плейстоценового времени и палеолитических людей. Примыкает с юга к объездной автомобильной дороге, опоясывающей город, с выходом в северо-восточной части на автомобильную трассу Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск; Ханты-Мансийск – Тюмень. Территория Археопарка ограничена с севера – подножием природного памятника «Самаровский останец»; с юга и юго-запада – объездной автомобильной дорогой; с востока – территорией Ледового дворца.

Комплекс «Самаровский останец. Археопарк» Скульптура мамонтов.

Вид на Археопарк. У подножия Самаровских гор.

Памятник «Основателям города Ханты-Мансийска». «С этих берегов Иртыша в 16 веке началось открытие и освоение Сибири Российским государством» гласит надпись на постаменте

Посвящен людям, населявшим сибирские земли, и тем, кто внес вклад в освоение необъятных северных просторов. Три скульптурных образа монумента: воеводы Ивана Мансурова, атамана Никиты Пана и хантыйского князя Самара воплощают исторические образы посланников российского государства и коренных народностей Сибири. Венчает скульптурную композицию масштабная арка «ворота в Сибирь» – аллегория открытия нового, холодного, богатого и неизведанного мира Сибири. Высота памятника более 12 метров. Расположен памятник на площади Свободы, при входе на территорию Храмового комплекса Покрова Пресвятой Богородицы (ул. Гагарина, 277).

Храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы.

Центр зимних видов спорта в Ханты-Мансийске им. А. В. Филипенко — стадион международной категории по классификации IBU (Международный союз биатлонистов), на котором проходят соревнования по биатлону, летнему биатлону, лыжным гонкам, арчери-биатлону.

Центр лыжного спорта находится в географическом центре Ханты-Мансийска. В 2005 году Международный союз биатлонистов выдвинул ханты-мансийский ЦЛС на конкурс спортивных сооружений 2005 года, который проводится Международным олимпийским комитетом раз в два года, поставив биатлонный комплекс Югры в ряд с такими знаменитыми биатлонными центрами, как Оберхоф, Рупольдинг, Антхольц и другими.

Сегодня биатлонный центр — круглогодично функционирующий объект, структуру которого составляют детская спортивная школа, стадион, вмещающий до 15000 зрителей, стрельбище на 30 электро-механических мишеней KES 2005. Трассы проложены по живописным сибирским холмам. Для предстартовой подготовки к услугам спортсменов имеются 41 командная комната — по одной или две для каждой команды. В 50 метрах от главной трибуны расположен трёхзвездочный отель «На семи холмах».

Школьный краеведческий музей (город Казым, Белоярского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области ) – центр патриотического воспитания. В школьном краеведческом музее сосредотачивается все самое характерное о природе, истории, экономике, культуре края. В этом его сходство с местным государственным краеведческим музеем, от которого в то же время школьный музей сильно и отличается.

Этнографический музей-парк села Казым, г. Белоярский, Ханты-Мансийский АО. Стойбище. Основа для установки чума.

Полноватская церковь Успения Пресвятой Богородицы является самой первой на Обском Севере, а в Казымской волости, куда изначально входило село Полноват, церковь долгое время оставалась единственной. Непростая судьба была у храма. Он не единожды горел. Всякий раз здание восстанавливали. Пока в 1929 году церковь не закрыла новая власть. Спустя почти 80 лет церковь восстановили.

В старинном селе Полноват Белоярского района есть место, где живёт история длительного и мучительного перехода от одной веры (язычество) в другую (христианство). Это церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была воздвигнута на этой территории во время известных просветительских миссий среди коренного населения Севера по обским глубинкам в 1712-1727 годах, совершённых иеромонахом Феодором, бывшим тобольским митрополитом Филофеем Лещинским. С середины 19 века церковь получила название Богородице-Успенской церкви Казымской волости, её прихожанами, в основном, было остяцкое население.

Из письменных источников известно, что здание церкви было воздвигнуто на правом берегу реки Обь близ инородческого селения Полноватское, в 1713 году. Церковь была предназначена для обслуживания населения Казымской волости. В официальном делопроизводстве наименование церкви несколько раз менялось и звучало, как Казымская Успенская церковь, Успенская церковь Казымской волости, Полноватский Богородице — Успенский приход. На протяжении своего существования церковь имела один пристол, освящённый во имя Успения Пресвятой Богородицы и входила в состав Березовского благочиния Тобольской епархии. Здание одноэтажное, деревянное, в плане имеет форму креста, с двухскатной крышей.

Община коренных малочисленных народов Севера «Самутнел». Берег реки Обь.