Новости компаний 22 октября 2007 г. 19:02

Сможет ли "Интурист" повернуть время вспять

Вот уже два года компания "Интурист" не перестает удивлять туристический рынок. За это время удалось почти невозможное: один из старейших символов советской эпохи постепенно приобрел имидж динамичной, открытой новым вызовам времени туристической компании.

О необходимости укрупнения на российском туристическом рынке говорят давно. Но реальных примеров по-прежнему немного. Самый яркий среди них, конечно, "Интурист", которому за два года удалось увеличить свои объемы и выручку втрое. Правда, при всей масштабности и настойчивости действий руководства "Интуриста", процесс превращения этой компании в крупнейший туристический холдинг на отечественном рынке оценивается экспертами с большой осторожностью. И не случайно.

Время "Ч"

Вот уже два года компания "Интурист" не перестает удивлять туристический рынок. За это время удалось почти невозможное: один из старейших символов советской эпохи постепенно приобрел имидж динамичной, открытой новым вызовам времени туристической компании. Это, безусловно, заслуга той команды менеджеров, которая пришла в "Интурист" весной 2005 года вместе с новым президентом Александром Арутюновым.

В принципе, время для рывка "Интуристом" выбрано правильно. Большинство российских туроператоров, планирующих оставаться в числе ведущих компаний страны, сейчас особенно озабочены усилением собственных позиций на рынке.

Крупные - потому что с введением новых, повышенных финансовых гарантий согласно поправкам в закон "Об основах туристской деятельности" на следующий год перед ними открывается реальная возможность увеличить свою долю на рынке. Средние и мелкие операторы - потому что до этой схватки гигантов им надо успеть обезопасить себя, войдя в крупную структуру или объединившись с другими операторами своего уровня.

Все понимают, что ситуация для возникновения потенциального монополиста на туристическом рынке сейчас как никогда выигрышная. Вариантов его появления несколько. Монополистом может стать крупная иностранная компания, как, например, швейцарская Kuoni, которая этой осенью приобрела контрольный пакет акций российского оператора UTE Megapolus.

Это может быть и крупная отечественная компания, которая возьмет немалые кредиты и начнет сознательно наращивать свои обороты и активы. Но пока таких желающих не видно. Наращивание активов, конечно, идет, но точечно, скрытно, без излишней шумихи.

"Интурист" однако пошел другим путем. Имея солидные свободные средства, он начал скупать небольшие, но проверенные, устойчивые туроператорские компании, а также гостиницы и транспортные фирмы, которые составляли бы полный спектр турбизнеса.

"Мы изначально позиционировали "Интурист" как конвейер по производству услуг гостеприимства на всем земном шаре, - сказал президент "Интуриста" Александр Арутюнов на одной из первых своих пресс-конференций.

Согласно этим планетарным планам, "новый" "Интурист" уже в начале своего существования приобрел контрольные пакеты туроператоров "Ривьера" и "Скайвэй", специализирующихся на массовых направлениях (Египет, Тунис, Турция, Таиланд). С покупкой 51% доли крупнейшего авиаброкера "Мегаполюс-Авиачартер", на базе которого впоследствии было создано специализированное подразделение "Интуриста" - "Авиачартер", компания усилила свои позиции на выездных направлениях.

Одновременно "Интурист" усилил свои позиции в гостиничном сегменте. В итоге на сегодня за рубежом в собственности ВАО "Интурист" и управлении "Интурист Отель Групп" находятся отели Savoy Westend Hotel 5* (Чехия, Карловы Вары), Principe 5* (Италия, Форте-дей-Марми), а также московские гостиницы 3* - "Космос" и "Пекин".

В управлении "Интурист Отель Групп" находятся отели 3* в России - "Московский Тракт" в Ростове Великом, "Москва" в Угличе, "Октябрьская" в Нижнем Новгороде и "Северная" в Петрозаводске. Кроме того, "Интурист" занимается девелоперским проектом на Алтае - Алтай-Resort.

В 2006 году "Интурист" начал реструктуризацию своих разрастающихся активов, а в сентябре 2007 года заявил о завершении реорганизации бизнеса компании и создании дочерней структуры ОАО "Национальная Туристическая Компания "Интурист", в которое вошли собственные активы "Интуриста", а также приобретенные им в последнее время туристические компании.

Как сообщил недавно на пресс-конференции в "Интерфаксе" по случаю создания НТК Александр Арутюнов, в прошлом году суммарный оборот в области туристического бизнеса трех компаний составил $160-170 млн. По оценкам генерального директора ОАО "Национальная Туристическая Компания Интурист" Виктора Тополкараева, с созданием новой структуры выручка может достичь $300 млн, а число ежегодно обслуживаемых клиентов - 400 тыс.

Цифры и факты

Согласно рейтингу газеты "Коммерсант" и информационного агентства "Туринфо", объем отправленных "Интуристом" туристов за 2006 год превысил 600 тысяч. Злые языки, правда, утверждают, что в это количество вошли и клиенты "Скайвея" и "Ривьеры", присоединенных к компании в течение этого года.

Сомневаются эксперты и в других официальных цифрах "Интуриста". Так, на пресс-конференции в "Интерфаксе" было заявлено, что в сегменте въездного туризма компания превосходит своих конкурентов в два-три раза. Между тем эксперты называют совсем другого лидера въездного туризма на российском рынке - "Академсервис".

По словам президента компании "Владинвесттур" Владимира Шарова, на долю "Академсервиса" приходится не менее 14% всего въездного рынка. "Интурист" в лучшем случае занимает третье место в этом сегменте. По оценке инвестиционной финансовой компании "Уникум партнер", на долю "Интуриста" во въездном потоке также приходится не более 10%.

"Благодаря последним приобретениям и особенно высоко востребованной у иностранных туристов гостиницы "Космос", "Интурист" значительно расширил свои возможности. Однако он действует, скорее, как консолидатор, а не как оператор. Прямые продажи самого "Интуриста" невелики, к тому же в последнее время имеют тенденцию к уменьшению", сказал собеседник агентства.

По мнению Владимира Шарова, получив такие преференции на гостиничном рынке, "Интурист" не смог распорядиться ими эффективно. "Будь у компании более профессиональный менеджмент, она смогла бы действительно усилить свои позиции на рынке. Пока она их теряет", - считает собеседник.

На проблемы с менеджментом в "Интуристе" указывают и другие эксперты. Как сказал один из бывших сотрудников компании, частые кадровые перестановки, происходившие в течение последних двух лет и слишком амбициозные задачи руководства, не давали менеджерам среднего звена сосредоточиться на оперативной работе.

Среди нерешенных проблем "Интуриста" - создание эффективной розничной сети, без которой оператор вряд ли может рассчитывать на серьезную долю рынка. Интурист" продолжает работу по расширению своего присутствия в регионах РФ, открывая новые офисы продаж, как собственные, так и франчайзинговые.

Согласно утвержденной стратегии развития Группы компаний "Интурист", в крупных городах - Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Владивостоке - упор делается на собственных точках реализации турпродукта. В то же время, принимаются заявки на открытие на конкурсной основе франчайзинговых агентств в этих и других городах РФ.

На сегодня уже открыто 50 франчайзинговых агентств под брендом "Интурист", еще около 40 заявок находится на рассмотрении.

Предложение о вступлении во франчайзинговую сеть "Интурист" от 15 сентября было продлено до 30 октября. На это время для всех желающих работать под брендом "Интуриста" действуют льготные условия. Во-первых, с них не взимается первоначальный взнос, во-вторых, размер ежемесячных выплат, или роялти, составляет всего 8 тыс. руб.

По словам генерального директора одного из старейших туристических агентств страны "Магазин путешествий" Александра Преображенского, это действительно исключительно выгодные условия, что влечет за собой и некоторые минусы.

"Слишком низкий порог вступления опасен тем, что в сеть пойдут только новички, молодые неокрепшие агентства, причем с мыслью как можно быстрее покинуть "крыло" "Интуриста", как только они встанут на ноги", - замечает А.Преображенский.

С другой стороны, считает собеседник, создание такой сети - абсолютно верный ход, так как пока у "Интуриста" недостаточно, с учетом его больших планов, лояльных агентств по стране.

По словам А.Преображенского, в таком положении дел частично есть вина самого "Интуриста": увлекшись масштабным строительством, компания мало уделяет времени работе с агентствами.

"Я бы продавал продукт "Интуриста", если бы чувствовал к себе интерес", - говорит собеседник. - Но к нам никто из компании не приходит, о преимуществах своего туристического продукта не рассказывает, не предлагает бонусные программы, как это делает большинство ведущих операторов".

"Работа с агентствами у "Интуриста" пока не налажена", - резюмирует А. Преображенский.

Не все так просто и с брендом, на который делает ставку "Интурист". Он действительно, несмотря на годы забвения, по-прежнему высоко ценится, особенно в российских регионах. Но ситуация с некогда могущественным именем сейчас уже далеко не так однозначна.

"Я отдыхал по путевке "Интуриста" в 1994 году. Когда в стране не было турбизнеса, как такового, этот шаг вполне логичен", - сказал агентству директор департамента рынков капитала инвестиционной компании "Атон" Рустем Хазипов.

"Но если я соберусь отдыхать сейчас, то, возможно, поеду с "Натали Турс" или какой-то другой компанией, которая сейчас на слуху. Я верю "Интуристу", но для меня уже не очевидно, что это - единственная надежная компания на российском туристическом рынке. Есть немало частных турфирм, которые работают по 8-10 лет и дорожат своим именем и клиентами", - добавляет собеседник.

Полный вперед

Возможно, из-за этого многие амбициозные планы "Интуриста" так и остались на бумаге. В 2006-2007 годах компания не раз заявляла о стремлении нарастить объемы на главных массовых направлениях - Турции и Тунисе, затем - в Египте. Так, с приходом Андрея Власова, генерального директора компании "Тез Тур", ведущего оператора по Турции, на должность вице-президента "Интуриста", была сделана ставка на создание собственного турецкого продукта. Тем не менее "Интурист" не только не совершил революции на турецком рынке, но, по большому счету, по-прежнему на нем незаметен.

Правда, отсутствие реальных результатов вряд ли помешает дальнейшему строительству холдинга. Тем более что для этого есть как объективные, так и субъективные предпосылки.

Во-первых, наличие такого мощного акционера, как АФК "Система". Напомним, "Системе" принадлежит 65,1% акций "Интуриста".

Прошли те времена, когда "Интурист" называли нелюбимой дочкой АФК. О серьезной смене настроений говорит стремление сделать "Интурист" публичной компанией, выставив ее акции на лондонской бирже.

К тому же, судя по официальным данным "Системы", направление "туризм" (ОАО "ВАО "Интурист") принесло корпорации $150,7 млн выручки (рост по сравнению с прошлым годом на 126%) и $12,5 млн OIBDA (рост на 173%).

Во-вторых, по данным Федерального агентства по туризму, рынок выездного туризма будет расти до 2010 года не менее чем на 20-30% ежегодно. При этом, как ожидается, усилится частичное перераспределение потока туристов с основных массовых направлений - Турции и Египта - на другие рынки, которые будут становиться все более популярными у россиян: Испанию, Грецию, Италию. А это значит, что скоро мы услышим о новых приобретениях "Интуриста" на операторском рынке.

Известно, что некоторым российским операторам из первой десятки, специализирующимся на этих странах, "Интурист" уже делал предложение. Например, компании "Мондо Турс". В разговоре с журналистом "Интерфакса" ее генеральный директор Любовь Чистякова не подтвердила, но и не опровергла это предположение.

"Мондо Турс" - компания того уровня, который особенно интересует бывшего советского монополиста. Это - опытный и надежный оператор среднего звена, хорошо известный в регионах, со своим массовым и индивидуальным продуктом по таким востребованным направлениям, как Италия, Франция, Греция и другие страны.

По словам Л.Чистяковой, нынешнее отсутствие у "Интуриста" сильных позиций на операторском рынке - явление временное. "Было бы странно ожидать от компании быстрых результатов в тот период, когда она активно занимается строительством всего холдинга", - полагает она.

С ней согласен генеральный директор компании UTS Алексей Крылов. "Компания такого уровня, как "Интурист", вполне может позволить себе терять какое-то продолжительное время, чтобы в нужный момент выстрелить. Национальная Туристическая компания - это по-настоящему глобальный проект", - считает А.Крылов.

С глобальностью у "Интуриста" все в порядке. Компания стремится к тому, чтобы, как и крупнейшие мировые операторы, контролировать все звенья создания и продажи турпродукта. У "Интуриста" уже есть практически все элементы этой цепочки - собственные туроператоры, собственные принимающие компании, собственные организаторы чартеров, собственные гостиницы (в собственности или в управлении) и собственные офисы продаж. Остается самая малость - чтобы вся эта махина заработала.

А недавно "Интурист" заявил о намерении приобрести туристические компании в странах Балтии и Закавказья. Все это лишний раз подтверждает попытку возродить былое величие главного туристического бренда СССР.

Проект века

С биржей, как и завоеванием массовых туристических рынков, все складывается пока не так быстро, как предполагалось. Сначала разместить свои акции на лондонской бирже (LSE) "Интурист" планировал в 2007 году. Затем появились сообщения о 2008 годе, хотя эксперты высказывали сомнение в реальности и этого срока. Правда, весной 2007 года "Интурист" разместил на ММВБ трехлетние облигации 1-й серии на 1 млрд рублей со ставкой 1-го купона 9% годовых.

В итоге, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе АФК "Система", в ближайшее время размещение "Интуристом" IPO вообще откладывается на неизвестное время.

По словам пресс-секретаря Светланы Витковской, АФК "Система" сейчас активно наращивает свою капитализацию, что логичнее всего делать за счет собственных непубличных компаний.

Вице-президент по финансам и инвестициям ВАО "Интурист" Марина Заболотнева это решение не комментирует. По ее словам, АФК "Система" вправе решать, быть или не быть "Интуристу" публичным.

"Бюджет АФК "Система" на будущий год еще не утвержден. "Интурист" планирует в 2008 году выпуск долговых инструментов для финансирования программы своего развития, однако еще не принял решения, будут ли это рублевые облигации или CLN. Рублевые облигации, судя по нашему опыту, вполне востребованы рынком", - сказала М. Заболотнева.

"Понятно также, что разместить еврооблигации "Интурист пока не может. Для этого компания должна предоставить аудированную отчетность по международным стандартам в течение как минимум трех лет", - добавила собеседница.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще