Пятая "свобода воздуха", согласно международному воздушному праву, позволяет выполнять полеты между двумя иностранными государствами при условии, что конечным пунктом назначения будет страна авиакомпании. Иранская сторона предлагает развивать такие перевозки в пункты назначения за пределами и внутри РФ, говорится в меморандуме (опубликован на сайте Росавиации). Детали договоренности по каждому маршруту "могут быть согласованы позднее, в течение трех месяцев после получения официального запроса".

Вместе с тем авиавласти России и Ирана договорились об увеличении числа пассажирских рейсов между странами — с 28 до 35 в неделю. Назначенные авиакомпании от обеих стран смогут выполнять полеты между Москвой и Тегераном с частотой 21 рейс в неделю, между другими пунктами — по 14 рейсов (от Ирана выбраны Тегеран, Исфахан, Мешхед, Решт, от РФ — Санкт-Петербург, Астрахань, Казань, Уфа, Сочи).

О подписании этого меморандума на прошлой неделе сообщало иранское информагентство Mehr. Также, по его данным, представители РФ и Ирана договорились о подписании соглашения в области техобслуживания и ремонта российских самолетов иранскими ремонтными центрами. В российских профильных ведомствах — Минтрансе и Минпромторге — эту информацию не комментировали.

Российская авиация после начала военной операции на Украине столкнулась с рядом западных санкций. В частности, в РФ запрещено поставлять гражданские самолеты и запчасти для их ремонта.

Авиаотрасль Ирана много лет находится под санкциями США, которые не позволяют местным перевозчикам обновлять самолетный парк.