В связи с поступающими обращениями граждан по вопросам нарушения их прав при заключении договора перевозки пассажиров в электронном виде, регуляторы отметили незаконность навязывания дополнительных услуг. "Обращаем внимание, что проставление посредниками в форме основного договора за страхователя автоматического согласия на заключение дополнительного договора при покупке дистанционным способом авиабилетов и железнодорожных билетов не может являться подтверждением ознакомления страхователя с условиями, содержащимися в дополнительном договоре, и правилами страхования, а также выражения страхователем волеизъявления на заключение дополнительного договора страхования", — сообщается в информационном письме.

Наличие такого автоматического согласия может вводить потребителя в заблуждение и приводить к нарушению его законных прав и интересов, следует из письма.

ЦБ и Роспотребнадзор отмечают, что для заключения такого договора добровольного страхования посредник должен представить клиенту полную и достоверную информацию об услуге с текстом описания ключевых потребительских свойств приобретаемой услуги. Также потребитель без дополнительных переходов по ссылкам и документам должен сформировать безошибочное представление об услуге и условиях ее приобретения. Кроме того, Банк России отмечает, что в веб-форме или программном обеспечении посредника должно отсутствовать заранее проставленное автоматическое согласие.

Регуляторы напомнили, что согласно пункту 2 статьи 16 закона "О защите прав потребителей", недопустимо навязывать дополнительные страховые услуги при приобретении авиа и железнодорожных билетов без представления потребителям возможности осуществить их осознанный выбор. "Страховая компания или посредник, виновные в нарушении одного из основополагающих прав потребителей на свободный выбор услуг, должны возместить потребителю все убытки, включая цену навязанной услуги", говорится в сообщении.