Москва. 5 октября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ – Российские туроператоры пока не видят больших перспектив в организации туров болельщиков на Олимпийские Игры-2016 в Бразилию.

В мексиканской прессе сразу после избрания Рио-де-Жанейро столицей Олимпиады-2016 появилось немало материалов о том, что Игры привлекут большие потоки туристов. Скорее всего, так и будет, если учесть, что это – первые Игры такого масштаба в Латинской Америке, соответственно, можно ждать притока туристов из соседних стран, а также из США, Канады.

Однако, как сказал "Интерфакс-Туризму" заместитель генерального директора компании "Джет Тревел" Максим Приставко, вряд ли стоит ждать притока российских туристов в Бразилии на эти Игры.

"Основная причина, конечно, в удаленности самой Бразилии, — пояснил он. – И хотя спрос россиян на посещение Олимпийских игр, как и вообще больших спортивных мероприятий, растет, туроператорам будет непросто это организовать тур для болельщиков в Бразилию. Здесь неразвита инфраструктура, не хватает качественных отелей, высока преступность, — пояснил М.Приставко. – В этом смысле для Олимпиады гораздо больше подошли бы Токио или Мадрид, которые проиграли Рио-де-Жанейро".

Как сказал собеседник, также непросто, например, отправлять сейчас туристов на Чемпионат мира по футболу в ЮАР. "Это – не Австрия, куда люди группами или индивидуально могли слетать на один матч. ЮАР – далеко, к тому же здесь серьезные проблемы с безопасностью, так что людей лучше отправлять группами, с сопровождающим".

"Неразвитость гостиничной инфраструктуры – очень серьезный тормоз, — заметил М.Приставко. — Можно предположить, что отели построят. Однако, как показывает практика, если изначальный гостиничный уровень невысок, сделать это очень непросто. В Ванкувере, например, где пройдут зимние Олимпийские Игры-2010, так и не смогли восполнить этот пробел, в итоге мы имеем серьезные проблемы с размещением своих туристов".

Есть еще один аспект "отношений" Олимпийских Игр и туризма. Анализируя опыт стран-организаторов последних по времени Олимпиад, эксперты Международной туристской организации (UNWTO), выяснили, что крупные международные события, в том числе, спортивные, масштаба Олимпийских игр, не только не повышают интерес туристов к странам-организаторам, а даже заметно его снижают.

Например, средняя загрузка отелей в Пекине прошлым летом, в преддверие Олимпиады-2008 постоянно снижалась – примерно за неделю до старта Игр в столице Китая было забронировано менее 50% всех 4* и менее 80% 5* отелей.

Причем, как оказалось, страдает не столько конкретный город, где проводится мероприятие "планетарного масштаба", а вся страна. Например, Олимпиада проводится в Пекине, а спад потока наблюдается на всех направлениях отдыха в Китае.

С такой же проблемой столкнулись в свое время австралийцы и греки, организаторы летних Олимпийских Игр соответственно 2000 и 2004 годов. Туристический сезон в обеих странах был фактически сорван в год проведения Игр. Иностранные туристы, будто сговорившись, проигнорировали и Австралию, и Грецию.

По данным Европейской Ассоциации туроператоров (ETOA), у большинства туристов из самых разных стран Олимпийские Игры ассоциируются в первую очередь с толпами народа, необоснованно завышенными ценами, а главное, беспокойством и беспорядком.

Таким образом, эксперты туристического рынка пришли к неутешительному выводу: что спорту польза, то туризму – смерть. Турбизнес Греции, например, по данным ETOA, проиграл своим ближайшим конкурентам – Турции и Хорватии — не только сезон-2004, когда проводились Игры, но и пару последующих сезонов.

Считается, что заметное, почти в 20%, отставание Греции от Турции по росту иностранного турпотока все последние 4 года – это в чистом виде последствия Олимпиады. Греция была вынуждена сосредоточиться на организации Олимпиады, туризм отошел на второй план, а конкуренты, воспользовавшись этим шансом, укрепили свои позиции в регионе.

Опыт проведения футбольного чемпионата мира в Германии, и совсем недавнего Евро-08 в Австрии и Швейцарии показал, что рассчитывать на бум туристов и при проведении спортивных мероприятий меньшего масштаба тоже особо не стоит. За футбольный июнь владельцы отелей Швейцарии и Австрии недосчитались сотен туристов. Во многих городах этих стран, где проходили игры чемпионата, обычно занятые в это время гостиницы пустовали.

С другой стороны, никто из специалистов не отрицает, что проведение Олимпиады для любой страны – мощный пиар, который позволяет ей оставаться на "слуху" мировой, в том числе, туристической, общественности в течение 8-10 лет: пять лет с момента избрания до проведения Олимпиады, и потом еще пару-тройку лет на "волне памяти об этом событии. И вот это обстоятельство работает "на туризм".

Эксперты едины в том, что главный эффект от проведения Олимпиады – приток инвестиций, в том числе иностранных, которые способствуют экономическому развитию страну, и, как следствие, инфраструктуры транспорта, гостеприимства, гостиничного бизнеса.

Правда, и здесь, как полагают на рынке, нужна мера. Например, "недозагруз" пекинских гостиниц накануне Олимпиады нынешним летом во многом объясняется излишним размахом инвесторов, построивших больше гостиниц, чем нужно.

Как пишет Reuters, факт избрания Бразилии страной Олимпийских Игр стал последним аргументом для тех многочисленных иностранных инвесторов, которые еще недавно раздумывали, стоит ли вкладываться в эту страну. По крайней мере, уже на другой день после выборов Бразилии на фондовой бирже в Сан Паоло заметно выросли в цене акции компаний, занятых в инфраструктуре и туризме.

Именно эти сектора бразильской экономики находятся сейчас в победителях: в расчете на будущий рост иностранных туристов, объем перевозки выросли также акции авиакомпаний, фирм по аренде автомобилей и сети магазинов в аэропортах Dufry.

Однако в любом случае, до бразильской Олимпиады еще семь лет, и пока, естественно, трудно делать однозначные выводы. Как ни поучителен олимпийский опыт Австралии и Греции, к Бразилии или к нашей собственной стране, где тоже пройдет Олимпиада в 2014 году, он, скорее всего, неприменим, ведь у каждой страны своя туристическая "история" и свои задачи.

Светлана Ставцева