"У нас пока нет цифр за 2019 год, но есть за 2018. Всего было 78 тыс. русскоязычных клиентов на всех круизных кораблях в мире. По итогам 2019 года я жду роста до 100 тыс. Прошлый год мы закончили на цифре 33 тыс. пассажиров, в этом году будет 44-45 тысяч, чуть меньше половины рынка. Пассажиропоток из России растет только у двух компаний итальянского происхождения – Costa Cruises и MSC Cruises, эти операторы вместе держат 80-85% российского рынка", — рассказал эксперт в ходе инаугурации нового лайнера MSC Grandiosa.

По его словам, причина популярности итальянских компаний – в том, что они ориентируются на Европу и в приоритетном порядке предлагают самый востребованный на российском рынке продукт, круизы по Средиземному морю. "При этом пассажиропоток MSC Cruises растет быстрее, так как у них более новые лайнеры. Только в этом году спущены на воду MSC Belissima и MSC Grandiosa новейшей серии вместимостью 5,7 тыс. и более 6 тыс. пассажиров", — подчеркнул Иткин.

Он сообщил, что в тройку самых популярных у россиян регионов морских круизов входят также Персидский залив и Карибское море. При этом развитие последнего сдерживает необходимость получать американскую визу. "В топ-10 российских регионов, где лучше всего продаются морские круизы, помимо Москвы и Петербурга, входят Поволжье (Самара, Казань, Нижний), Урал, ЮФО (Ростов и Краснодар), Новосибирск", — сказал он.

круизы

Фото: Pac Group

В России, по словам Иткина, морские круизы продают около 2,3 тыс. турагентств, и это уже значительное количество. "По сравнению с тем, что было 3-5 лет назад, цены сильно снизились, и информации о круизах стало гораздо больше. Плюс в круизах сохраняются высокие комиссии до 10-12%, а то и 15%, тогда как на массовом рынке они опустились 6-7%. Это дает большие возможности для новых агентств начать продавать", — подчеркнул эксперт.

По словам Иткина, для агентств важно и то, что в круизах, в отличие от пляжного отдыха, практически нет сезонности – 60% продаж приходится на лето и 40% на зиму. "В Средиземном море круизы круглогодичные, зимой первая акватория по спросу – Персидский залив, круизы из Дубая развиваются семимильными шагами благодаря отмене виз и относительно короткому перелету", — рассказал он.

Эксперт также добавил, что в круизы сейчас отправляются более молодые туристы, чем прежде. "Массовые круизы омолодились. Раньше был стереотип, что на лайнерах плавают только люди за 60-70 лет. Сейчас это не так. В Средиземном море средний возраст 35-40 лет, много пар с детьми, для которых на лайнерах строят аквапарки и детские клубы. В круизах по Северной Европе, где доминируют немецкий и английский рынки, контингент более возрастной и подростков меньше. Но все равно это 40-60 лет в среднем", — рассказал эксперт.

круизы

Фото: Pac Group

Иткин подчеркнул, что драйвером роста популярности круизов итальянских компаний стал также русскоязычный сервис, который они вводят для клиентов российских туроператоров. "Это и программы дня, и меню ресторанов, и русскоязычные сотрудники на ресепшн, в ресторанах и барах и других службах. Плюс на каждые 50 человек туристов мы отправляем одного сопровождающего, который проводит информационные встречи, помогает разобраться в жизни на борту, в любых трудных ситуациях. У российских туристов с самого начала был запрос на сопровождение на родном языке, и нам удалось его удовлетворить", — рассказал Иткин.