"Сегодня достаточно остро стоит вопрос "плоских" тарифов "Аэрофлота", и, вообще, что делать с этой системой. Недавно вышло интервью генерального директора "Аэрофлота", в котором он говорит, что нужно отказываться от этой системы. И мы со своей стороны полностью поддерживаем — отказываться нужно, потому что система квазигосударственного финансирования "плоского" тарифа за счет "Аэрофлота", она не работает, она не позволяет развивать конкуренцию", — сказал Чудновский на одной из сессий ВЭФ-2019.

"За три года, как работает этот процесс, мы не увидели прихода новых перевозчиков — мы видим, что парк дальнемагистральный у нас концентрируется исключительно у "Аэрофлота", и, собственно, "Аэрофлот" отчитывается о больших убытках на этих направлениях", — добавил он.

"Плоские", то есть не меняющиеся в течение года тарифы, "Аэрофлот" ввел в 2015 году, в прошлом году к программе присоединилась его дочерняя авиакомпания "Россия". В настоящее время "плоские" тарифы действуют на рейсах из Москвы во Владивосток, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Магадан, Симферополь, Калининград. Тариф "Аэрофлота" — 25 тыс. руб. туда-обратно, "России" — 22 тыс. руб. Это значительно ниже себестоимости этих рейсов, которые не субсидируются государством — убытки от них покрываются за счет более доходных маршрутов "Аэрофлота".

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев в интервью "Интерфаксу" в августе сообщал, что, по его мнению, компания должна постепенно уходить от "плоских" тарифов, поскольку эта программа убыточна и в целом является нерыночной мерой. "Да, "плоские" тарифы достаточно серьезным бременем ложатся на экономику "Аэрофлота". Более того, это нерыночная мера, и в правительстве, в разных министерствах, нет единства по этому поводу. Многие считают, что это должно со временем отойти, потому что должна быть конкуренция. Я с этим согласен", — говорил Савельев.

"На что мы рассчитываем? Что регионы рано или поздно начнут жить своей жизнью. Вот сейчас врио губернатора Сахалинской области Валерий Лимаренко долго убеждал — и правительство, и нас — поставить им дополнительный рейс, потому что у них будет развиваться туристический кластер, производство. Мы в ближайшее время открываем третий рейс, но уже не по "плоским" тарифам, это будет коммерческий рейс. "Плоские" тарифы для него может сделать сам губернатор, когда примет решение о субсидии на определенную сумму, которую мы с ним проговорили — мы ему показали расчеты. Тогда и тариф останется "плоским" для пассажира, и "Аэрофлот" не будет летать в убыток", — заявлял Савельев.

По словам Чудновского, важно модернизировать программу субсидирования перелетов на Дальний Восток и сделать так, "чтобы мы могли летать не только в Москву". "Собственно, есть еще два хаба — Екатеринбург и Новосибирск, и сейчас создается третий хаб в Красноярске. И за счет и "Сибири", и "Уральских авиалиний" вполне можно расширить и добавить (маршруты в ДФО — ИФ) и с учетом конкуренции снизить то бремя, которое сегодня ложится на пассажира", — сказал Чудновский.

"Но надо понимать, что без дополнительной государственной поддержки мы не сможем обеспечить доступность с учетом удаленности: каждый километр полета, к сожалению, стоит денег. Если мы хотим доступности, мы должны это понимать — нам важно субсидировать и поддерживать", — заключил он.