Москва. 9 июля. ИНТЕРФАКС — Ленинградский железнодорожный вокзал в Москве переименован в Николаевский приказом президента РЖД Владимира Якунина.

"В.Якунин подписал соответствующий приказ в минувшую среду", — сообщил "Интерфаксу" в четверг советник президента РЖД Александр Пирков.

"Теперь Ленинградскому вокзалу возвращено его историческое название", — подчеркнул он.

Как сообщается в пресс-релизе РЖД, вокзал переименован в рамках реализации соглашения о сотрудничестве между РЖД и Московской патриархией Русской православной церкви, а также принимая во внимание обращение общественного фонда "Возвращение", в который входят политические деятели, представители науки, культуры и духовенства.

"Возвращение исконного названия связано со значительным вкладом российского императора Николая I в возникновение российских железных дорог и инициированием им строительства этого вокзала. Обоснованность такого решения подтверждена заключением Института Российской истории РАН и поддержана Федеральным агентством железнодорожного транспорта и департаментом транспорта и связи Москвы", — сообщается в пресс-релизе.

Между тем, по словам источника, знакомого с деталями проекта, переименование Ленинградского вокзала в Николаевский повлечет за собой возвращение его исторического облика, в том числе это может коснуться монументальных сооружений.

"Переименование Ленинградского вокзала в Николаевский будет означать не только смену вывески, но и возвращение исторического облика этому железнодорожному комплексу", — отметил собеседник "Интерфакса".

По его словам, "после строительства Николаевского вокзала на нем не было установлено никаких монументальных сооружений".

Между тем собеседник "Интерфакса" не уточнил, коснутся ли планируемые изменения памятника вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину, и будет ли он демонтирован.

Николаевский (бывший Ленинградский) вокзал — самый старый в Москве. Сначала он назывался Петербургский, но через несколько лет после открытия был переименован в Николаевский, а Ленинградским стал называться с 1924 года.

Согласно информации, размещенной на сайте РЖД, Петербургский вокзал в Москве был построен в 1849 году. Длина его составляла 25 саженей, ширина — 12 саженей (1 сажень = 2,134м).

На первом этаже здания располагались просторный двухсветный вестибюль, пассажирские залы и императорские комнаты, а на втором — служебные квартиры для начальников и специалистов.

Внутренняя отделка вокзала была великолепной: пол из дубового паркета, обложенные мрамором шведские печи, камины в ватер-клозетах. Особенно шикарной была отделка императорских покоев: генерал Крафт, отвечавший за строительство здания, распорядился поставить массивные дубовые двери, граф Клейнмихель — шкафы с зеркальными стеклами.

Со стороны путей к вокзальному зданию примыкал дебаркадер, т.е. крытый перрон, длиной в 50, шириной 12,5 саженей, с двумя путями и каменными пассажирскими платформами. Оригинальная вантовая система дебаркадера, спроектированная архитектором Р.А.Желязевичем, оказалась весьма удачной и простояла до 1903 года, когда ее заменили на арочную.

В марте 2007 года участники общественного проекта "Возвращение", включая представителей Московского патриархата, обратились к властям Москвы и руководству ОАО "Российские железные дороги" с просьбой вернуть Ленинградскому вокзалу его дореволюционное название — Николаевский.

Обращение включало также предложение вернуть название "Николаевская" старейшей российской железной дороге между Москвой и Петербургом, с 1923 года переименованной в Октябрьскую. Кроме того, участники "Возвращения" предлагали заменить красную звезду на шпиле над Ленинградским вокзалом на двуглавого орла.