"С конца мая на участке Городец – Нижний Новгород возникают огромные очереди из пассажирских и грузовых судов – порой до 70 судов ждут, чтобы их пропустили. В итоге судовладельцы недогружают флот в среднем на 35%, но даже в этом случае грузовые суда могут пройти только в отдельные дни в течение трех часов, когда поступает вода с Рыбинского водохранилища", — пишет газета.

Как отмечает издание, отрасль несет миллиардные убытки после решения властей отказаться от заполнения Чебоксарского водохранилища до проектной отметки, которое было принято, чтобы не затапливать почти 1 тыс. кв. км земли. Однако это решение привело к тому, что не завершилось создание Единой глубоководной системы. Она должна была объединить бассейны Невы, Волги и Дона в сеть с гарантированными глубинами для судоходства 4 м для прохода по внутренним водным путям к Белому, Балтийскому, Каспийскому, Азовскому и Черному морям. В частности, так появился участок с малыми глубинами длиной в 54 км от Городца до Нижнего Новгорода.

Теперь для повышения уровня воды в период навигации правительство РФ предлагает построить низконапорную плотину на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области за 43,5 млрд руб. Однако проект блокирует администрация Балахны. В результате открытие гидроузла, которое планировалось на 2020 год, может задержаться минимум на пять лет.

Проблема обмеления Волги давняя, и происходит оно по многим причинам, в частности из-за бесконтрольной добычи песка и вырубки леса на берегах малых рек. В интересах развития гидроэнергетики в 50-60-е годы XX века по берегам Волги активно вырубали леса и осушали болота. Болота и лесные массивы раньше аккумулировали воду в половодье, с которой сейчас весной борются противопаводковые комиссии. В результате вода не уходит в малые реки, а стекает вниз по Волге, но спустя время ощущается ее недостаток.