"Эти действия чешских авиавластей нарушают соглашение о воздушном сообщении между нашими странами. Продолжается переговорный процесс между российскими и чешскими авиавластями. В Минтрансе ожидают, что вопрос будет решен в самые сжатые сроки", — заявили в Минтрансе.

Ранее сообщалось, что несколько российских авиакомпаний, включая "Аэрофлот", "Победу" и "Уральские авиалинии", отменили частично или полностью рейсы в Чехию. Все они сослались на решение авиавластей этой страны аннулировать выданные им ранее разрешения на полеты.

По данным источников "Интерфакса", причиной ограничения полетов стало недовольство Праги условиями транссибирских маршрутов, согласованных Москвой для Czech Airlines. Другой источник, знакомый с ситуацией, уточнил, что ограничения на полеты введены из-за того, что "не удались достигнуть договоренности с авиавластями России по выполнению рейсов Czech Airlines по маршруту Прага-Сеул по транссибирским трассам".

Прага и Москва не смогли договориться об условиях транссибирского транзита для "Чешских авиалиний" на постоянной основе, заявил "Интерфаксу" еще один информированный источник.

"Чешские авиалинии" осуществляют полеты по транссибирским маршрутам на основе временных разрешений, которые им приходится с регулярной периодичностью продлевать. Прага запросили переход на постоянные разрешения. В ответ российская сторона, руководствуясь принципом взаимности, запросила преференций для своих перевозчиков", — сказал источник. По его данным, договориться сторонам не удалось, чешскому перевозчику было отказано в переходе на постоянное разрешение. В ответ чешская сторона снизила число допусков под рейсы российских перевозчиков до формально паритетного принципа.

Транссибирская система маршрутов (ТСМ) предполагает беспосадочные полеты из Европы в Азию над Сибирью. Ее преимущество — экономия времени и топливных расходов на полеты. С 1970-х годов Москва взимает с иностранных авиакомпаний, пользующихся ТСМ, платежи. Львиную долю "транссибирских роялти" получает "Аэрофлот", часть денег достается Росавиации на поддержку летных училищ. Размер роялти "Аэрофлот" не раскрывает — по неофициальным данным, это порядка 30-40 млрд руб. в год.