Плешаков в 2016 году владел 59,48% акций авиакомпании, а также состоял в ее совете директоров. В сентябре-ноябре 2016 года он передал 41,4% акций компании своей матери — Татьяне Анодиной, не раскрыв инсайдерскую информацию о том, что он потерял контроль над компанией. Эти акции он передавал пакетами по 5% по договорам дарения в течение трех месяцев.

Она, в свою, очередь с сентября по декабрь 2016 года продавала эти акции на анонимных биржевых торгах по текущим рыночным ценам. В итоге Анодина продала всю долю на сумму 273,4 млн рублей. Эти сделки помогли семье избежать убытков как минимум на 200 млн рублей, такую же сумму потеряли более 2 тыс. человек, которые купили эти акции.

Интерес к покупке акций компании подогревался заявлениями менеджмента "Трансаэро" в СМИ о возможном возобновлении основной деятельности. Рынок реагировал на эти сообщения резким ростом котировок и объёма торгов бумагами компании, что привело к существенным отклонениям параметров торгов.

"В 2016 году начали появляться сообщения относительно потенциального возобновления деятельности этой компании. Сначала вышло интервью, в котором говорилось, что сейчас рассматривается вариант создания новой авиакомпании. Потом было официальное сообщение о созыве совета директоров "Трансаэро" по рассмотрению в том числе программы по возобновлению основной деятельности компании. На фоне данной информации в основном режиме торгов на бирже и были проданы 41,4% бумаг", — сказал Лях, отметив, что эти сообщения, с высокой долей вероятности, были ложными.

"На рынке (в эти три месяца — ИФ) постоянный спрос присутствовал со стороны физических и юридических лиц, который без информационных сообщений было бы нельзя создать. (В реальности же — ИФ) отсутствовал какой-то интерес к акциям этой компании из-за того, что перспективы ее деятельности были не определены. Все информационные сообщения служили тому, чтобы поддерживать определенный спрос на бумаги. И информационные сообщения в СМИ закончились в тот момент, когда пакет был реализован", — отметил представитель регулятора.

По мнению ЦБ РФ, в действиях Плешакова и Анодиной содержатся признаки преступлений, предусмотренных статьями 185.3 и 185.6 УК РФ. Материалы направлены в правоохранительные органы.

Как сообщалось, в 2015 году АК "Трансаэро" оказалась не в состоянии обслуживать долги, превышавшие 250 млрд рублей. В сентябре 2017 года она была признана банкротом.

Банк России также обнаружил еще одно нетипичное поведение на торгах акциями "Трансаэро".

В 2014-2015 годах два профессиональных участника рынка ценных бумаг Jeimbo Cyprus Limited (зарегистрирована на территории республики Кипр) и Otkritie Advisory Services Limited (Бермудские острова) на регулярной основе совершали операции с акциями авиакомпании, приводившие к существенным отклонениям параметров торгов, практически полностью формируя рынок акций. Кроме сделок на биржевых торгах, Jeimbo Cyprus Limited и Otkritie Advisory Services Limited заключали обратные внебиржевые сделки.

Заявки на совершение сделок со стороны Jeimbo Cyprus Limited подавали сотрудники самой авиакомпании, одновременно являвшиеся сотрудниками Jeimbo Cyprus Limited.

"Учитывая финансовое состояние "Трансаэро" в рассматриваемый период, создание видимости торговой активности и поддержание цены акций было необходимо "Трансаэро" для последующего их использования в качестве залога для привлечения заемных денежных средств, которое осуществлялось также через дочернюю структуру — Jeimbo Cyprus Limited", — говорится в материалах Банка России. Сделки сторон создавали видимость ликвидности акций авиакомпании.

Обстоятельства совершения операций с акциями были установлены благодаря взаимодействию Банка России с регуляторами финансовых рынков Великобритании (Financial Conduct Authority), республики Кипр (Cyprus Securities and Exchange Commission), а также Бермудских островов (Bermuda Monetary Authority) в соответствии с многосторонним меморандумом о взаимопонимании Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO MMoU).

ЦБ РФ принял меры по недопущению фактов манипулирования рынком в дальнейшей деятельности со стороны Jeimbo Cyprus Limited. Деятельность Otkritie Advisory Services Limited в настоящее время прекращена.

"Данные сделки являются манипулированием рынком. Конечно, отдельно этот кейс нельзя направить в правоохранительные органы, потому что напрямую нет прямой выгоды от совершения этих сделок. Напрямую нельзя говорить о том, какой ущерб был нанесен", — отметил Лях.