"Мы сейчас в Казани (на Казанском авиационном заводе — ИФ) реализовали блестящий проект: фактически создали новую машину Ту-160 для вооруженных сил — сверхзвуковой боевой ракетоносец. И не только сам носитель, но и оружие к нему доработали. Работает все как часы. Почему не создать и сверхзвуковой пассажирский самолет?" — сказал В.Путин во вторник на встрече с представителями общественности в Казани.

"Единственное, на что хотел бы обратить внимание... Бывшего председателя Совета министров СССР Алексея Николаевича Косыгина как-то спросили: сколько стоит Ту-144 (советский сверхзвуковой пассажирский самолет — ИФ)? Он подумал и сказал: это знаю только я, но я никому не скажу. Я к чему это говорю — чтобы и реализация проекта была в рамках здравого смысла", — сказал В.Путин.

Ранее глава государства уже высказывался за создание гражданского сверхзвукового самолета на базе Ту-160. Понаблюдав за полетом стратегического ракетоносца в январе прошлого года в Казани, В.Путин заявил: "Надо сделать гражданскую версию". Глава ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация" Юрий Слюсарь тогда ответил президенту, что у корпорации уже есть проект подобного лайнера.

В конце января глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил "Интерфаксу", что проектирование сверхзвукового гражданского самолёта ожидается в 2022-2026 годах.

"Следующим этапом в 2020-2022 годах предварительно должна стать разработка технического задания на демонстратор технологий сверхзвукового пассажирского самолета, создание такого демонстратора и проведение с его помощью натурных исследований, направленных на совершенствование аэродинамических характеристик и повышение весовой отдачи", — сказал Д.Мантуров.

Он заявил, что с 2022 по 2026 может быть начато эскизное, а затем и рабочее проектирование нового сверхзвукового самолета — этими работами будет заниматься ОАК с привлечением входящих в ее структуру конструкторских бюро и институтов авиационной промышленности.

Глава Минпромторга отметил, что в России отсутствует необходимая для создания такого самолета маршевая силовая установка — серийно производимый НК-32 (двигатель стратегического ракетоносца Ту-160 — ИФ) не сможет отвечать современным требованиям гражданских эксплуатантов.

В январе гендиректор "Туполева" Александр Конюхов отметил, что в мире "есть некий ренессанс интереса к сверхзвуковым пассажирским самолетам". "Достаточное количество американских и европейских фирм занимаются разработками в области сверхзвуковой пассажирской авиации, строят демонстраторы. Мы на этот путь тоже встали — сделали расчеты, инженерные записки выпустили и будем потихоньку в этом направлении тоже двигаться", — сказал А.Конюхов.

На данный момент в компании разработаны два варианта облика сверхзвукового делового самолета — с фиксированной и изменяемой геометрией крыла, а также определены его предварительные характеристики: скорость полета должна составлять 1,8 — 2,0 Маха, дальность — 7,5 тыс км. В салоне может быть размещено 14 пассажирских мест бизнес-класса или 30 мест эконом-класса.

Ранее научный руководитель ЦАГИ, академик РАН Сергей Чернышев заявлял, что сверхзвуковой пассажирский лайнер позволит за один день слетать из Москвы во Владивосток и обратно.