поезд, стриж

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин 30 января направил первому вице-премьеру Антону Силуанову письмо, в котором отмечает, что решение "серьезным образом повлияет на выбор пассажиров при определении видов транспорта для поездок".

В Минфине изданию сообщили, что пока письмо не получили, но отметили, что "установление порогов беспошлинного ввоза определяется на наднациональном уровне".

А.Дружинин отмечает, что теперь "подавляющее количество российских пассажиров, въезжающих на территорию ЕЭС всеми видами транспорта, кроме воздушного, будут вынуждены декларировать товары для личного пользования и уплачивать таможенные пошлины и налоги в связи с превышением". Причем для граждан РФ и ЕЭС, в отличие от иностранцев, нет перечня ввозимых беспошлинно б/у товаров для личного пользования, то есть формально в предельную сумму 500 евро должны уложиться, в том числе, одежда, обувь, мобильные телефоны, детские и инвалидные коляски и т. п.

"Понимаем, что целью принятых изменений является дальнейшая борьба с "челноками", — пишет он.- Вместе с тем последствия наступят для вполне законопослушных пассажиров". Новые нормы могут повлечь отток пассажиров с железных дорог на самолеты, снизив окупаемость международных поездов, которые, в отличие от автобусов, зачастую отменить невозможно, "в том числе по политическим причинам".

Выпадение доходов ОАО "РЖД", как показывает опыт, "приведет к росту тарифов на другие виды перевозок".

СОЖТ просит рассмотреть возможность применения к товарам для личного пользования альтернативных нормативов, что предусмотрено Таможенным кодексом ЕЭС, а также вынести на рассмотрение Совета ЕЭК предложения о корректировке решения. Глава Федеральной пассажирской компании (ФПК, отвечает в РЖД за перевозки в дальнем следовании) Петр Иванов сообщил "Коммерсанту", что ФПК будет продолжать настаивать на равных условиях работы с авиатранспортом.

По мнению экспертов издания, новые нормативы могут заметно снизить конкурентоспособность железных дорог на направлении Петербург-Хельсинки, где поезда и самолеты конкурируют по цене, а с учетом пути в аэропорт и из него — даже по времени. Также мера может повлиять на поезда Москва-Берлин и Москва-Ницца и полностью лишить привлекательности организацию железнодорожного сообщения между Владивостоком и китайским Харбином.

Источники газеты в круизных компаниях считают, что норма не отразится на их бизнесе, поскольку пассажиры традиционно не совершают крупных покупок. Но операторы трансграничных автобусных маршрутов разделяют опасения СОЖТ.

"Можно ожидать снижения конкурентоспособности автобусных перевозок,- сообщил газете гендиректор АО "Евролайнс" (российское представительство Lux Express Group) Райт Реммель.- В значительной степени это отразится на нерегулярных перевозчиках, которые организуют заказные рейсы в приграничные страны. Lux Express же является регулярным рейсовым перевозчиком. И в этой связи мы полагаем, что данный закон не сильно отразится на компаниях, подобных нашей, так как чаще всего шопинг-туристы выбирают именно заказных перевозчиков".

Но и он признает риски для сообщения с Финляндией, поскольку "доля шопинг-туризма здесь очень велика, как и число тех туристов, кто возвращается в Россию через аэропорт Хельсинки-Вантаа с приобретенной техникой и иными товарами".