"С 2007 года добровольное страхование перешло во вмененное. Сейчас инициатива Минфина обратная. То есть, туроператор должен соответствовать ряду требований, одним из которых может быть договор страхования, а может и не быть. При этом он не будет являться условием вступления в единый федеральный реестр", — рассказала Ю.Алчеева.

По ее словам, это необходимая мера, так как возлагать на страховщиков все выплаты компенсаций туристам неправильно. Ю.Алчеева добавила, что общая сумма ущерба от банкротств туркомпаний в 2018 году превысила 2,5 млрд рублей, в том числе на "Натали Турс" пришлось 1,8 млрд рублей.

"С учетом череды банкротств мы будем еще жестче отбирать туроператоров для страхования, еще меньше верить определенным критериям, которые раньше были ключевыми. И количество страховщиков, которое останется в этом бизнесе, будет сведено к количеству пальцев на одной руке. И если страхование будет добровольным, то на рынке останутся те страховщики и те туроператоры, которые действительно найдут общий язык по цифрам и по условиям договора", — добавила исполнительный директор страховой компании.

Минфин РФ разработал и в начале декабря направил на согласование в Минэкономразвития, ЦБ и Минстрой России предложения по изменениям в законодательство, касающееся использования механизма страхования ответственности за неисполнение договорных обязательств.

Подготовленные изменения касаются девяти законов, в том числе, закона "Об основах туристской деятельности в РФ". Ведомство предлагает исключить страхование профессиональной и договорной ответственности членов Саморегулируемых организаций (СРО) из числа фингарантий в ряде законов, допускающих страхование ответственности членов СРО наряду с банковскими гарантиями. Изменения также касаются участников рынка, для которых требование о вхождении в СРО не обязательно, например, туроператоров, которые страхуют ответственность за неисполнение обязательств перед туристами.

Как сообщили "Интерфаксу" в ведомстве, новые подходы кардинально ломают действующие принципы организации так называемого "вмененного" страхования ответственности в РФ как механизма исполнения обязательств. "Вмененное страхование" предполагает свободу отказать в заключении договора страхования ответственности для страховщика, но требует обязательного предоставления фингарантий от страхователя в силу закона. В числе фингарантий, конечно, могут приниматься и банковские гарантии, однако цена такой услуги в разы больше, чем премия по договору страхования ответственности. Именно этот договор чаще всего используется субъектами рынка в качестве гарантии исполнения профессиональных и договорных обязательств перед клиентами.

"Анализ правоприменительной практики, проведенный министерством, показал, что страхование гражданской ответственности за нарушение договора не может рассматриваться в качестве финансового обеспечения исполнения обязательств по договору. "Такие договоры могут рассматриваться только в качестве дополнительного механизма возмещения убытков", — сообщил "Интерфаксу" источник в ведомстве.

В Минфине также подчеркнули, что провели анализ практики страхования ответственности туроператоров. Он показал: выплат, осуществленных страховщиками по действующему договору, часто оказывается недостаточно для возмещения туристам ущерба, причиненного туроператором. И это при выплате полной страховой суммы. (Имеются в виду ситуации, когда ответственность туроператора во много раз превышает объем его фингарантий – ИФ). Туроператор имеет возможность расширить ответственность по договору страхования добровольно при увеличении объема обязательств, но практически никто этим не пользуется, пропорция выплат по ущербу пострадавшим от неисполнения обязательств туристам по зарубежным турам в результате оказывается смехотворной, выплата может составлять несколько тысяч рублей.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в ведомстве, позиция Минфина, скорее всего, будет поддержана Минэкономразвития, отношение ЦБ к инициативе пока не известно.