банкрот

Фото: Pixabay.com

По ее словам, из-за отсутствия надлежащего контроля за деятельностью туроператоров "на входе и выходе" возникает ситуация, при которой в случае неисполнения туроператорами своих обязательств основная тяжесть возмещения ложится на страховщиков ответственности.

"При этом мы не видим каких-либо расследований по фактам недобросовестных действий самих туроператоров", — отметила С.Гусар.

В свою очередь глава комитета ВСС, курирующая вопросы страхования ответственности туроператоров, Юлия Алчеева заявила, что убытки страховых компаний, которые оплачивали возмещения по неисполнению обязательств туроператорами, в некоторых случаях достигали 400% по этому виду бизнеса в 2018 году.

"В течение года с рынка ушло 12 туроператоров, от деятельности которых пострадало 23-25 тыс. туристов, по экспертным оценкам. В выплатах за ушедших с рынка туроператоров участвовало восемь страховых компаний в текущем году", — сообщила Ю.Алчеева.

При этом, по ее мнению, процедура банкротства туроператора принципиально не схожа с процедурой, действующей, например, для страховых компаний.

"Туроператор может на своем сайте по собственному желанию разместить объявление о невозможности дальше исполнять свои обязательства: я ухожу, больше ничего не могу сделать", — пояснила Ю.Алчеева. "При этом анализ ситуации показывает — то, что руководство такого рода компаний называет "кассовым разрывом", оказывается элементарной недостачей, использованием клиентских средств нецелевым образом. И объяснять такого рода разрывы в 100 млн рублей курсовыми разницами невозможно", — добавила представитель ВСС.

Она также сказала, что в числе страховых компаний, на которых упало бремя серьезных выплат по обязательствам туроператоров, такие как "Ингосстрах", "Орбита", "Якорь" и "ЕРВ Туристическое страхование".

Ю.Алчеева подвергла критике формулировки, используемые Ростуризмом в приказах, которые по закону считаются датой наступления страхового события. В частности, по деятельности крупной компании "Натали турс" в приказе, опубликованном 3 сентября, стоит формулировка о том, что туроператор "по факту прекратил свою деятельность 3 июля", привела она пример. В связи с этим выплаты "Ингосстраха" за период, который не относится к страховому событию, увеличились, а туристы при пропорциональном разделении страховой суммы на участников получили 6 тыс. рублей с одного тура вместо 26 тыс. рублей (по экспертным оценкам). Именно на период с начала июля, по статистике, пришлись факты отмены рейсов по инициативе "Натали турс".

Как сообщила журналистам С.Гусар, ситуация в туристической отрасли обсуждается с участием представителей отрасли и госведомств. В том числе предлагается инициатива страхования каждого приобретенного туристами тура. "Если это требование будет закреплено законодательно, оно неисполнимо", — считает вице-президент ВСС.

Согласно расчетам страховщиков, в настоящее время страхуется в среднем 5% от стоимости приобретенных туров в рамках страхования ответственности туроператоров. Новая инициатива предполагает 100%-ное страхование размера ответственности туроператоров перед клиентами.

Представитель ВСС считает необходимым законодательно усилить защиту туристов через использование существующих отраслевых фондов гарантий (фонд персональной ответственности туроператоров или фонд "Турпомощь"). Также возможно обсуждение формирования дополнительного финансового фонда.