Москва. 1 ноября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ - Для свободного доступа российских авиакомпаний к инфраструктуре аэропортов Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) предложила разделить аэропортовую и перевозочную деятельность и ввести конкурсный механизм назначения перевозчика, говорится в докладе "О состоянии конкуренции в РФ", размещенном в субботу на сайте этого ведомства.
Как подчеркивается в документе, не желая иметь перевозчиков – конкурентов, объединенное авиапредприятие, как правило, отказывается заключать договоры на аэропортовое обслуживание либо предлагает неудобные интервалы времени между прилетом и вылетом воздушных судов, так называемые слоты.
При этом ФАС подчеркивает, что в России не развит рынок услуг аэропортов, так как конкуренция существует только в Москве.
Также в документе отмечается, что рынок внутренних воздушных перевозок состоит из множества локальных рынков – маршрутов, на которых и конкурируют компании. "В настоящее время зарегистрировано свыше 500 маршрутов", - отмечается в докладе.
Согласно приводимым ФАС данным, две трети этих маршрутов являются низкорентабельными, поэтому на них работает по одному перевозчику. При этом на оставшейся трети маршрутов работают от 2 до 6 авиаперевозчиков, а доступ на эти маршруты ограничивается Росавиацией путем согласования слотов и утверждения расписаний.
"Конкуренция на рынке международных воздушных перевозок ограничена, большинство маршрутов монополизированы, - сообщается в докладе ФАС. - В соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении на каждом международном маршруте действует, как правило, одна авиакомпания от каждой страны».
Как говорится в документе, эти назначенные авиакомпании согласовывают тарифы и количество рейсов (квоты). «Отсутствует конкурсный механизм назначения перевозчика», - отмечает ФАС.
Кроме того, в ФАСе считают рынок грузовых авиаперевозок высококонцентрированным.
"При общем числе авиаперевозчиков более 70, работающих на рынке грузовых перевозок, около 80% грузооборота обеспечивают 20 авиакомпаний, при этом на долю 4 крупнейших из них приходится до 70% грузооборота", - отмечается в докладе.
В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции», ФАС ежегодно представляет в Правительство РФ доклад о состоянии конкуренции в России.