Москва. 30 сентября. ИНТЕРФАКС-ТУРИЗМ — Падение рынков в США и в Европе не может не отразиться на российском бизнесе, в частности, туристическом, поэтому компании вынуждены уже сейчас корректировать свою политику на рынке, считают российские туроператоры.

Крупнейшие западные туристические компании отреагировали на разрастающийся кризис ростом цен, банкротством крупнейшего в Великобритании туроператора-дискаунтера XL Leisure Group и спадом продаж.

В середине сентября в Великобритании потерпела банкротство одна из крупнейших туристических компаний, обслуживавшая ежегодно более 2 млн туристов. Число пострадавших из-за ее банкротства туристов составляет примерно 90 тыс. Причем 50 тыс. из них на момент объявления компании банкротом находилась на отдыхе за рубежом и их пришлось вывозить в экстренном порядке. По мнению западных аналитиков, это событие серьезно подорвало доверие потребителей к турфирмам.

На фоне экономической нестабильности и растущих цен на топливо западный турбизнес, в свою очередь, вынужден серьезно корректировать свои планы на зимний и будущий летний сезон.

По данным Ассоциации британских туроператоров (АВТА), средняя стоимость туров за 2008 год в Великобритании возросла на 18%, а объем приобретенных путевок снизился на 10%. Многие компании были летом вынуждены брать доплату за топливный сбор, причем, не только за вновь покупаемые туры, но и за уже оплаченные.

Согласно данным, обнародованным на этой неделе ведущими туроператорами Великобритании TUI Travel и Thomas Cook, стоимость отдыха летом 2009 года вырастет на 12-15%. При этом, крупнейшие туроператоры ожидают, что объемы продаж в течение наступающего года снизятся не менее чем на 20%.

Падения спроса ждут и российские туроператоры. По словам генерального директора компании "Солвекс" Ирины Петровой, этой зимой оно может составить не менее 20%.

"В условиях экономической нестабильности, а главное, непредсказуемости турфирмы недосчитаются туристов, многие из которых воздержатся от покупки тура, предпочтя или вообще не тратить деньги, или приберечь их на "черный день", — пояснила И. Петрова.

Между тем, за большинство предлагаемых туроператорами программ зимнего отдыха, как горнолыжного, так и пляжного, уже сделаны предоплаты.

Еще в мае туроператоры оплатили контракты с горнолыжными курортами, а в августе – с перевозчиками, чтобы в сентябре представить своим клиентам готовое расписание авиарейсов. Так что падение спроса может нанести ощутимый удар по бюджету любой компании.

Правда, на горнолыжный спрос туроператоры пока не жалуются. Пятизвездочное размещение в Австрии, Италии, Швейцарии расходится как горячие пирожки. Однако с состоятельными клиентами, как известно еще со времен кризиса 1998 года, проблемы вообще редко возникают. Гораздо больше опасений у туроператоров вызывает клиент со средним кошельком, не говоря уже о бюджетном, которого нынешний коллапс может просто "похоронить".

К тому же у части туроператоров есть сомнения, что стабильный спрос на горнолыжные туры продержится всю осень, а не закончится преждевременно, как это было, например, с продажами в нынешний летний сезон, когда массовые ранние бронирования были приняты за резкий скачок спроса.

По словам генерального директора компании "Дельфин" Сергея Ромашкина, падение интереса к отдыху и туризму вообще в ближайшее время неизбежно. Более того, он уверен, что это – не начало процесса, а его продолжение.

"По-моему, кризис начался давно, и провальный сезон-2008 – его прямое следствие, — сказал он "Интерфакс-Туризму". – Признаки кризиса чувствовались уже весной, перелом индекса РТС пришелся как раз на май, и люди решили не рисковать, а вложить свои средства во что-то более зримое и материальное, чем эфемерный отдых".

"Судя по статистике, в стране резко подскочила продажа автомобилей. Их купили те, у кого нет денег на квартиру, но на отдых тратить жалко. Выросли и вклады в банках", — добавил С.Ромашкин.

Правда, И.Петрова придерживается другой версии летних неудач.

"Сезон оказался провальным не из-за отказавшихся от отдыха туристов, а по вине туроператоров, разрушивших рынок своими непомерными амбициями, — заметила она. –Но, похоже, этой зимой желающих играть мускулами поубавилось: я вижу, что большинство выставляет только те программы, которые реально "пойдут".

"Если кризис 1998 года был сугубо российским, и никого больше не коснулся, а 11 сентября не коснулось России, по крайней мере, в той степени, как он ударил по западным странам, то сейчас мы получим свое "11 сентября", — сказала И.Петрова "Интерфакс-Туризму.

По словам генерального директора компании "Тез Тур" Александра Синигибского, возможен не только кризис, но и массовое банкротство туроператоров, поэтому туркомпаниям для устойчивости необходимо в первую очередь заниматься диверсификацией своего бизнеса.

По мнению С.Ромашкина, сейчас турфирмы вряд ли будут отваживаться на какие-либо новые проекты и наверняка сократят расходы. Этой же тактики намерены придерживаться в компании "Роза ветров".

"Мы тяжело пережили кризис 1998 года и представляем последствия глобальных экономических проблем, — сказала "Интерфакс-Туризму" генеральный директор "Розы ветров" Елена Воеводина. — В нынешней ситуации, когда банки стали гораздо требовательнее при выдаче кредитов, мы решили существенно сократить расходы, возможно, и штат, а также сделали ставку на свои наиболее прибыльные направления".

По словам С.Ромашкина, падающий спрос может оказаться вполне полезным "освежающим" душем для туристического рынка в целом.

"Последние годы спрос на отдых постоянно рос, турфирмы так к этому привыкли, что стали терять адекватность и строить нереальные планы, — пояснил эксперт. – Но высокий спрос спасал ситуацию, сглаживал все ошибки. Жизнь в новых условиях отрезвит многих".

Независимо от того, насколько глубоким будет кризис, считают эксперты рынка, российский турбизнес ждут нелегкие времена.