Архыз

Фото: КСК

"Мы планируем инициировать поручение правительства РФ по разработке такой стратегии профильными министерствами в плотном взаимодействии с союзом. Планируемый срок создания документа — конец 2017 года", — заявил В.Субботин.

Он пояснил, что в период обновления союза во второй половине 2016 года при участии компании "Курорты Северного Кавказа" была проведена большая работа по определению проблемных моментов горнолыжной отрасли в России.

"Мы ставим перед собой задачу превратить отрасль в эффективный, конкурентоспособный сектор экономики России, обеспечивающий рост доли горнолыжной индустрии в ВВП страны до 2,5–3%. При должном походе к развитию отрасли к 2030 году количество россиян, катающихся на горных лыжах и сноуборде, может увеличиться с 2,5 до 8% населения", — рассказал В.Субботин.

По его мнению, необходимо обеспечивать условия для комплексного развития горнолыжной отрасли: проектировать и создавать новые объекты, готовить специалистов, развивать отечественное производство.

"Стратегия нужна. Нужен четкий план, задачи, из которых выявлены приоритетные: например, импортозамещение, о котором много говорят. Наша зависимость от импорта напрягает. И в России мы можем производить подъемники, снегогенераторы, мы многое умеем сами. Союз горнолыжной индустрии консолидировал знания о наших предприятиях, выпускающих оборудование. И теперь нужен новый этап: совместно с правительством, минэкономразвития и другими ведомствами работать над развитием этого. Да, это не быстро, но если не начать делать, то этого никогда и не будет", — заявил порталу "Интерфакс-Туризм" гендиректор СК "КАНТ" Григорий Ариевич.

По мнению В.Субботина, для развития горнолыжных комплексов также необходимо работать над их привлекательностью для туристов. И начинать в первую очередь с детей, привлекая их в рамках школьных программ и создавая для них льготные условия по использованию оборудования и т.д. Одной из мер снижения затрат туристов может стать, например, производство инвентаря и экипировки российскими предприятиями.

"Кроме того, среди важных мер — создание комплексных туристических продуктов, разработка удобных логистических решений по доставке туристов на горнолыжные комплексы, введение сезонных ски-пассов и субсидий для отдельных категорий граждан", — рассказал В.Субботин.

Опытом в продвижении курорта с участниками конференции поделился руководитель проектного направления департамента развития курортов АО "Курорты Северного Кавказа" Алексей Елин. Он рассказал, что на протяжении нескольких лет компания проводила исследования, чтобы определить целевую аудиторию и узнать, что туристы хотят увидеть на курорте.

"На первом месте для наших посетителей безопасность – на самом курорте, в работе подъемников, на трассах. Мы реализовали все возможности, чтобы сделать их максимально безопасными и комфортными для людей: высокое качество снежного покрытия, постоянное патрулирование трасс, работа медпункта, дежурство скорой помощи и т.д. Каждый наш посетитель может быть спокоен", — отметил А.Елин.

Он отметил, что два года назад Архыз принял за зиму около 90 тыс. туристов, в прошлом году их число составило 115 тыс., в этом сезоне на курорт уже приехали порядка 130 тыс. посетителей.

"В этом году в Сочи нам сказали: Архыз у нас отнимает клиентов. Жители Краснодарского края, которые ехали раньше в Сочи и на Домбай, сейчас составляют треть наших посетителей. Мы доказываем на своем примере, что инфраструктуру жизненно необходимо развивать. Глядя на нас, Домбай в этом году выделил средства на модернизацию трасс", — отметил А.Елин.

Он также напомнил о социальных программах и активностях, помогающих в продвижении курорта – например, программа "Лыжи зовут" по популяризации горнолыжного спорта через уроки физкультуры для школьников.

"Популяризация и еще раз популяризация горнолыжного спорта – это залог устойчивого развития. И, конечно, нужны новые решения. Например, нашим курортам не хватает единого ски-пасса. Мы об этом говорим много лет. В Европе, например, Австрия и Швейцария и то могут сделать один ски-пасс на две страны, а у нас в Ленобласти один овраг разделяют сеткой на два курорта, туристы случайно попадают на другую территорию и с удивлением узнают, что их ски-пасс не работает. Работа по созданию единого ски-пасса должна начаться, ведь это решение, которое принесет больше туристов самим же курортам", — отметил директор НП "Собрание горнолыжных центров России" Борис Петров.

По мнению президента Московского международного лыжного салона Михаила Мусинянца, развитие инфраструктуры курортов должно стать главным орудием их продвижения. "В горнолыжной отрасли предложение первично, именно оно создает спрос. Затем просто нужно сделать так, чтобы этот спрос переместился, куда надо – это вопрос бизнеса и управления. Например, Архыз – прекрасное место, его нужно продолжать развивать", — отметил он.