"Этот праздник-обряд в Поронайске проводится с 1983 года. Каждый год он собирает большое количество местных жителей и гостей. Для участия в нем из разных районов Сахалина прибыли 7 национальных делегаций коренных малочисленных народов Севера Сахалина (КМНС), они привезли свои национальные блюда для подношения духу моря", — сообщили в понедельник агентству "Интерфакс-Дальний Восток" в администрации Поронайского района.

Собеседник рассказал легенду нивхов, с которой связывают историю обряда кормления духа моря. "Человек шел по берегу моря и увидел молодых мужчин, которые состязались в силе и ловкости. Они, заметив приближающегося к ним чужака, нырнули в воду и превратились в косаток. Человек рассказал об этом своей общине. С тех пор нивхи пытаются задобрить духа-косатку, чтобы тот помогал им загонять рыбу в сети, и рыбалка была удачной", — рассказал сотрудник районной администрации.

На берегу моря традиционно построили мини-палеодеревню. Между чумами из еловых веток, украшенных шкурами медведя, развели костры, над которыми развесили вяленое мясо – юколу.

Обряд кормления под ритмы бубна и тятич-чхарш ("музыкальное бревно" — национальный инструмент нивхов — ИФ) провел старейшина Владимир Ооно и двое подростков из родовой общины Поронайска Кирилл Жуликов и Вячеслав Перминов. Они бросили в воду самые лучшие блюда из ягод, грибов и мяса, попросив "хозяина воды" пригнать в сети как можно больше рыбы. Старейшина окурил участников праздника священным дымом, который, по поверьям аборигенов, приносит здоровье и счастье, а также заодно задобрил духов леса и огня.

По окончании обряда всех гостей праздника пригласили попробовать национальные блюда. В числе предложенных яств — строганина кын-чо, калужья тала в уксусе, согдата (вяленая рыба), бонгалики (рыбные фрикадельки с черемшой), мэны (тушеный кижуч), дзакта (рис с икрой), темр-сал из крапивы, солима (лепешки с икрой и диким луком) и многое другое. В качестве посуды использовали листья лопухов, древесную кору, ракушки. Рядом работала полевая кухня, где всех желающих накормили ухой и напоили горячим чаем.

Затем команды состязались в нарезке юколы, в починке рыбацких сетей, в стрельбе из лука, в ловле оленя с помощью лаек, в перетягивании каната, национальной борьбе. Самым зрелищным оказались гонки на шлюпках в море на 300 м от берега и обратно. Общекомандное место определяется специальной комиссией по наибольшей сумме баллов, набранных во всех направлениях. Победителем стала команда аборигенов из Охинского района, которые получили ценные призы.

Праздник проводится при поддержке правительства Сахалинской области и муниципальной власти, спонсоров, в том числе крупных нефтегазовых компаний региона, он стал областным и пользуется большой популярностью.

На празднике несли дежурство полицейские, сотрудники "скорой помощи" и пожарные.

Как сообщалось ранее, сахалинские власти в этом году ожидают самую малорыбную лососевую путину за последние несколько лет. Всего в текущем году, по подсчетам ученых, к берегам Сахалина подойдет около 45 тыс. тонн горбуши и 12 тыс. тонн кеты.

В этой связи областная власть намерена существенно изменить стратегию лососевой путины. Так, например, в этом году поставлена задача в первую очередь заполнить нерестилища на реках региона, чтобы через год рыба вернулась к берегам Сахалина, только после этого будет разрешен промысел лососей на подходах к устьям рек.

Лососевая путина прошлого года оказалась провальной для рыбаков Сахалинской области из-за низких подходов лососей: при прогнозе вылова 187 тыс. тонн было добыто 82,5 тыс. тонн.

Больше о путешествиях по России — на Национальном туристическом портале Russia.Travel