egypt

Фото: Интерфакс / Андрей Щетинин

Как пишет издание, задолго до катастрофы египетского лайнера пилоты на других самолетах Aibus A320 получали сообщения о задымлении в одном бортовом компьютере, которые часто оказывались ложными. Иногда это приводило к ошибочным действиям, опасным для самолета. Об этой проблеме на одной из самых распространенных в мире моделей своих лайнеров в компании Airbus знают еще с 1990-х годов. Лишь в одном случае из 19 после срабатывания датчиков дыма пилоты действительно чувствовали его запах.

Самый серьезный подобный случай произошел в 2011 году с лайнером авиакомпании United Airlines, пилоты которого после вылета из Нового Орлеана получили сообщение о задымлении и начали предпринимать действия, которые привели к частичному отключению бортового компьютера. После этого перестали работать важные системы электроники — в частности, несколько радиолиний и транспондер. Самолет вернулся на взлетную полосу при помощи диспетчеров аэропорта, но из-за не работающего рулевого управления не смог правильно сесть и зарылся носом в траву. Никто из пассажиров не пострадал. Позже Национальный центр безопасности на транспорте сообщил, что никаких признаков пожара на борту не было.

На лайнере A320 египетской авиакомпании, выпущенном 13 лет назад, была установлена более новая модель датчиков дыма, чем на самолете United. Частично проблема ложного срабатывания в них решена. Но все же датчики остаются чувствительными даже к пыли и аэрозолям, что продолжает приводить к ложным тревогам.

Ранее представитель французского Бюро по расследованиям и анализу сообщил, что незадолго до падения самолета EgyptAir в течение двух минут по автоматической системе связи с наземными службами авиакомпании шли сообщения о задымлении на борту. После того, как связь с самолетом прервалась, они прекратились. Задымление могло происходить в туалете самолета и в отсеке под кабиной пилотов, где располагается важная часть бортового компьютера.

Как подчеркивает WSJ, пока неясно, какие действия предпринимали пилоты египетского лайнера в ответ на сигналы датчиков о возможном пожаре. И могли ли эти действия привести к падению самолета. Но судя по шести автоматическим сообщениям с самолета о задымлении, а также нескольким соощениям о проблемах с системой управления полетом и окнами кабины пилотов, эта версия может стать одной из самых вероятных наравне с террористической атакой или ошибкой экипажа.

В то же время, как подчеркивает издание, пока расследование изучает все версии крушения и ни одна из них не является приоритетной.

Лайнер Airbus 320 авиакомпании EgyptAir, совершавший рейс MS804 Париж—Каир, пропал с радаров в ночь на 19 мая над Средиземным морем сразу после выхода из воздушного пространства Греции. На борту самолета находились 66 человек, в том числе 56 пассажиров. Среди них были 30 граждан Египта, 15 граждан Франции и представители еще 10 государств.

Вскоре после крушения появилась версия, что самолет мог разрушиться в результате теракта. Косвенным ее подтверждением послужили заявления министра обороны Греции Паноса Камменоса. Он рассказал, что самолет сначала резко повернул на 90 градусов влево, затем на 360 градусов вправо, после чего потерял высоту с 11,2 тыс. до 3,4 тыс. метров и пропал с радаров.

Директор ФСБ России Александр Бортников в день катастроы назвал произошедшее с самолетом террористическим актом и призвал партнеров из Европы принять совместные меры по выявлению причастных к теракту лиц. При этом американские военные и спецслужбы не заметили никаких следов взрывчатых веществ в месте падения самолета и не подтверждают возможность теракта, как это было в случае крушения в октябре 2015 года над Синайским полуостровом российского лайнера A321 авиакомпании "Когалымавиа".