"Это сокращение коснется как туроператоров, так и турагентской сети, — сообщила М.Ломидзе. – По очень осторожной оценке наших аналитиков, оно может достичь 30%. Первые признаки этого мы увидим уже в марте 2015 года, следующей точкой, показывающей изменения, станет июль".

Наиболее уязвимым в следующем году, по мнению М.Ломидзе, станет средний ценовой сегмент – туры от $1000 до $2000. По оценке АТОР, здесь падение спроса может достичь 80%. Относительная стабильность сохранится в высоком ценовом сегменте, однако количество покупателей там может уменьшиться.

Самым стабильным при этом будет сегмент бюджетных массовых туров. "Эти продажи не будут подвергаться серьезным изменениям – без крупного роста, но и без падений", — отметила исполнительный директор АТОР.

Основной тенденцией на туристическом рынке в 2015 году станет продолжение роста объемов внутреннего туризма при условии, что отели и курорты не будут повышать цены посреди сезона или выставлять большие цены на следующее лето. В 2014 году интерес к внутреннему туризму вырос значительно: в среднем на треть на фоне падения курса рубля.

"Рост спроса составил 25-30%. Падение курса национальной валюты привело к значительному росту тарифов в рублях на международные авиаперевозки, при этом рост цен на внутренние рейсы не превысил 1%. Сыграло свою роль присоединение Крыма, а также активная пропаганда отдыха в России", — пояснила М.Ломидзе.

Она также отметила, что в 2014 году наблюдался высокий спрос на пляжные курорты России, наиболее востребованными были Краснодарский край и Крым. Кроме того, растет спрос и на зимние виды отдыха в Сочи. Высокой популярностью также пользуются горнолыжные курорты Абзаково-Банное, Домбай, Приэльбрусье. Хорошую динамику развития показывают круизный туризм и экскурсионные программы по Золотому кольцу, Москве и Санкт-Петербургу. В Петербурге внутренний турпоток в 2014 г. вырос на 50%.

Что касается въездного турпотока, то, по мнению М.Ломидзе, в следующем году у России есть шансы его увеличить на фоне падения рубля и при должной информационной поддержке. Пока же он снизился в 2014 году в среднем на 30-40% из-за обострения отношений России с США и Евросоюзом и сложностей выдачи российских виз. Так, поток из Европы упал на 20-30%, из США – на 17%. В 2015 году, отметила М.Ломидзе, стратегическим рынком с точки зрения развития въездного туризма для России станет Азия. Уже сейчас число туристов из ряда азиатских стран значительно увеличилось.

Так, после взаимной отмены виз турпоток из Южной Кореи вырос на 70%. Число туристов из Турции увеличилось примерно на 13,5%, посетивших Россию граждан Китая стало больше на 10-15%.

При этом интерес к выездному туризму у россиян снижается. По итогам 2014 года, спрос сократился в среднем на 40-50%. Такое падение обусловлено ослаблением рубля, снижением покупательской способности, отсутствием доверия к туроператорам, внешнеполитической обстановкой и ростом числа самостоятельных туристов.

По итогам девяти месяцев 2014 года, россияне чаще всего ездили в Турцию – 23% от всего числа турпоездок, на втором месте Египет – 14%, по 7% у Греции и Испании. По данным АТОР, Египет в этом году получил на 30% российских туристов больше, чем в прошлом, а Турция – на 15%. В то же время, по словам М.Ломидзе, на 7-10% снизился турпоток в Таиланд, причинами тому стали военный переворот и введение комендантского часа.

На 15-20% по сравнению с девятью месяцами 2013 года снизилось количество российских туристов в Греции, на 25% сократился поток в Испанию.

Она также сообщила, что в среднем за год цены на турпутевки выросли на 20%, а авиабилеты за рубеж в среднем подорожали на 22%.

Кроме того, М.Ломидзе рассказала, что в 2014 году глубина продаж сократилась в пользу бронирований от одной до четырех недель. Бронирования за более чем два месяца сократились вдвое. На 27% реже туристы стали бронировать туры за один, два месяца. Доля бронирований за 15-30 дней при этом выросла до 37%.