- В российской экономике сейчас складывается не лучшая ситуация. Можно ли говорить о том, что на туристический рынок кризис повлиял сильнее и заметнее для игроков и потребителей, чем на другие отрасли экономики?

- То, что сейчас происходит на рынке потребительских товаров и услуг вообще – это закономерный процесс, связанный и с падением курса рубля, и со снижением потребительской активности. Сужается потребительский рынок, но не только в туризме: это происходит везде, возьмите продажи автомобилей, ресторанный бизнес, магазины…

Говорить о том, что это наступление жесткого кризиса, я бы не стала. Турбизнес тоже часть этого рынка, он существует в те же реалиях, подчиняясь тем же законам. И нельзя выделять его отдельно, говорить, что везде все хорошо, только в туризме кризис.

Были ли готовы игроки к такому развитию событий? Конечно. В компаниях, успешно существующих на российском рынке, есть сильные аналитики, которые делают прогнозы и выстраивают стратегию. Все туроператоры были готовы: кто-то увеличивал объемы, кто-то, напротив, сокращал программы – каждый выбирал для себя схему в условиях просчитанных, предсказуемых. Это не был форс-мажор.

Череда банкротств связана, скорее, не с этой ситуацией, а с непросчитанными амбициями и неверно выстроенной бизнес-стратегией. У каждого покинувшего рынок оператора были свои просчеты. Четкий расчет и тщательно выстроенная стратегия не позволила бы так плачевно закончить. Но общего движения в сторону ухода с рынка нет, это не тенденция.

Фото:

Каким будет нынешний зимний сезон для турбизнеса?

- Он будет непростым, но именно этим и интересным. В таких условиях каждый игрок рынка должен быть собранным, очень точно все оценить, все просчитать. Именно в таких условиях появляется масса новых идей. Когда ты расслаблен, они не приходят, а когда ты в постоянной готовности и собираешься работать – идеи, планы, стратегии появляются сами, рождаются просто чудеса стратегий и планов! Возможно, это такая проверка на прочность, но она тоже нужна – чтобы туроператоры не почивали на лаврах и не успокаивались.

Сейчас, например, туроператоры в рамках своих возможностей прикладывают все усилия, чтобы минимизировать для клиентов негатив от растущего курса валют. Так, повысился интерес к турам в рассрочку и кредит, открываются интересные бонусные программы. С 29 ноября мы объявили, что при отказе от тура за 21 день и более по любым причинам стоимость путевки возвращается полностью, независимо от того, несет ли туроператор убытки. А чаще всего он их несет, ведь отельеры в договорах предусматривают штрафные санкции, но туроператор берет их на себя.

Как обстоит ситуация с бронированием на новогодние праздники?

- Туристический Новый год состоится. Продажи идут, пусть они и начались гораздо позднее – в предыдущие годы уже в декабре продавались остатки турпродукта, а на этот раз только в середине ноября начала возрастать активность потребителя. Но сейчас мы ее наблюдаем.

Особенно успешен в плане продаж новогодних туров Египет. Для его популярности много причин: долларовый сегмент, формат отдыха, короткий перелет, облегченный визовый режим… Хорошо проявляют себя курорты юго-восточной Азии – Таиланд, Вьетнам. Многие предрекали, что тяжело пойдет бронирование стран Карибского бассейна, я с этим не соглашусь. Продаются и Доминикана, и Мексика, и Куба. Это не самый дешевый продукт, да и перелет долгий. И пусть продукт не такой емкий, у него есть своя потребительская аудитория, свои любители этого направления – и они от него не отказались.

И очень неплохо себя ощущает Гоа. Интерес к этому направлению связан с тем, что продукт там очень разный – есть и очень дешевый, который по силам даже студентам, и есть очень дорогой. Для разных аудиторий с разным кошельком.

О своих кошельках россияне сейчас заботятся как никогда, их очень интересует: что будет с ценами.

- Все зависит от курса валют. Цены в стране пребывания сами по себе в местной валюте не растут. И принимающая сторона старается по возможности их снизить, но отельеры не могут экономить на сервисе – это значит убить продукт. И работать себе в убыток не станут. Поэтому ниже определенной планки они не опустятся. То же касается и туроператоров.

Нужно отметить, что сами отельеры очень заинтересованы в российских туристах. Они предлагают множество различных акций, которые нивелируют рост курса валют: бесплатные экскурсии, например. Много внимания уделяется безопасности туристов. К примеру, тайские власти много делают для того, чтобы туристы чувствовали себя спокойно на отдыхе. А в штате Гоа недавно появилась служба женского такси, кроме того, там усиливают спасательные службы на пляжах и обещают ввести на каждом пляже видеонаблюдение. Мексиканцы открыли в России представительство по туризму – это тоже шаг, показывающий, что они очень заинтересованы в российских туристах, несмотря на все санкции.

В условиях, когда снижается покупательская способность, будут ли люди в принципе тратить деньги на отдых?

- Будут. Отдых – это не роскошь, это необходимость. По разным причинам. В первую очередь это наши климатические условия: в России мало солнца, и с теплыми морями как-то не сложилось. А солнце и тепло нужны нам, нужны нашим детям.

Во-вторых, в условиях постоянной информационной напряженности, когда на тебя постоянно что-то давит, перемена мест – это самый лучший релакс. Уедешь к морю и солнцу, или к снегу и горным лыжам – и сменишь обстановку, и все становится на свои места: ты можешь вздохнуть спокойно, отключиться от проблем.

Люди будут отдыхать. И учитывая климатические условия нашей страны, они будут ездить именно за рубеж. При нашей затяжной зиме, длящейся до середины апреля, так хочется солнца, света, ярких красок, зелени, синего неба…

А понадобятся ли им туроператоры? Ведь все больше россиян, особенно на фоне банкротств туркомпаний, ищут отели и перелеты в Интернете.

- Меня смущает такая подача: как будто туристы – это одна ограниченная масса, которая не увеличивается, и вот сейчас она вся перетекает в сегмент самотуризма. Но это не константа. Круг потребителей не имеет обозначенных границ, он постоянно расширяется. Вырастают дети и становятся путешественниками. Все больше и больше людей хотят побывать в других странах. И сегмент клиентов туроператоров, и сегмент самостоятельных туристов – это две независимые части, каждая из которых развивается и растет сама по себе, и говорить о каких-то "перетеканиях" из одного разряда в другой нельзя.

Есть определенная категория туристов, которым нравится самим себе выстраивать маршруты. Но туроператорский продукт всегда будет дешевле, чем то, что вы сделаете сами. И рассказам о том, что самостоятельный отдых обошелся в меньшую сумму, чем путевка у турфирмы, я не верю. По простой причине: я как туроператор закупаюсь оптом, для меня все дешевле – отели, авиаперевозка, трансфер. И я могу продать своему клиенту продукт без нескольких накруток, у меня нет посредников. Если вы пришли с улицы, отель никогда не даст вам один номер за ту цену, за которую мне он достанется – ведь я покупаю сразу 100-200 номеров на весь сезон.

И потом, когда человек сам организует свой отдых, в случае какого-то промаха ему некого винить в ошибке – не менеджер туроператора предложил ему плохую экскурсию или проживание, а он сам ошибся в выборе. Себя ругать никто не любит – поэтому самостоятельный турист никогда не расскажет вам, что его отдых не удался.

Кстати, независимо от того, поедете вы отдыхать самостоятельно или с туроператором, могу дать такой совет: отправляясь в другую страну, заранее посмотрите в Интернете, какие интересные даты и события будут там в это время. Национальные праздники, фестивали, мастер-классы, соревнования – везде достаточно зрелищ, на которые можно попасть, не потратив ни копейки, а воспоминания об этом останутся с вами надолго и сделают ваш отдых интереснее.

Катерина Рыжова