Интервью

26.06.2014 14:54

"Пегас Туристик": Туроператоры подошли к сезону-2014 взвешенно"

Эксперты туротрасли в этом году фиксируют снижение спроса у россиян на отдых в европейских странах. При этом заметно вырос интерес к курортам России. О том, как складывается ситуация на туррынке, чего ждать по итогам сезона и какие направления сейчас интересны россиянам порталу "Интерфакс-Туризм" рассказала генеральный директор туроператора "Пегас Туристик" Анна Подгорная.

Фото: Пегас Туристик

Анна Альбертовна, как вы оцениваете начало высокого сезона?

- По сравнению с прошлым годом наша компания не ощущает снижения турпотока. Еще в преддверии сезона мы провели ряд исследований на потребительском рынке товаров и услуг и тогда уже понимали, что сезон будет достаточно тяжелым, но не регрессивным. Думаю, что практически все туроператоры подошли к этому сезону взвешенно, не закладывая изначально резкого увеличения спроса в свои планы. Если в предыдущие годы увеличение продаж ожидалось на уровне около 30%, то сейчас при таком взвешенном подходе к летнему сезону мы оценили рост на 10-15% в зависимости от направления. Мы учли все факторы и ставили свои полетные программы, брали номерной фонд. Конечно, если изначально закладывать 30% увеличения продаж, то, естественно, будет казаться, что сезон складывается ужасно. Сейчас мы видим, что стагнации туристического рынка нет, как нет и упаднических настроений.

Из-за роста евро стоимость туров существенно выросла. Как это отразилось на спросе? Изменились ли предпочтения россиян?

- Спрос перераспределяется на "долларовые" направления. Египет начал восстанавливаться и даже не требует излишнего "подогрева" спецпредложениями. Хотельеры идут на встречу, дают скидки. Но опускаться до уровня ниже себестоимости мы не собираемся.

Очень радует в этом году Турция, она продается хорошо, по своим реальным ценам. На этом рынке агенты смогут заработать. Спрос не снижается, хотя Турция не первый год продается недешево, а по своей реальной стоимости.

Что касается Таиланда, то спрос несколько упал по сравнению с прошлым годом, но объемы продаж немного увеличились. Пришлось корректировать программу из-за событий социального характера. Внутри тайского направления есть некое перераспределение спроса на отдельные курорты. Например, сейчас большим спросом пользуется Пхукет, куда можно прилететь без заезда в Бангкок. Но надо помнить, что лето – это невысокий сезон для Таиланда.

Если взять Вьетнам, то он продается с хорошей маржинальностью и пользуется спросом. Там нет переизбытка предложений.

А как обстоят дела на европейском направлении?

- Еще в начале сезона туроператоры были обеспокоены с ситуацией с евро, плюс туристов напугали санкции. Хотя консульства практически всех европейских стран заявили, что санкции ни в коем случае не коснутся российских туристов, тем не менее, мы ощущаем, что туристы иногда сомневаются. Ситуация с большой политикой настораживает рядового потребителя. Более того мы отмечаем даже большую лояльность к российскому туристу, чем в прошлом году. Со стороны консульств не стоит ожидать проблем.

Можно ли говорить о снижении турпотока?

- Несмотря на разговоры об уменьшении турпотока в Европе, увеличение спроса есть. Европейский рынок развивается. Мы не строили больших планов на европейском рынке. Те страны, где мы присутствуем (Испания, островная Греция) показывают очень неплохие результаты по первым месяцам бронирования. Греческие хотельеры заинтересованы в российском рынке и предоставляют массу различных акций, которые позволяют нивелировать негативные ситуации. Например, проходят акции по бесплатному проживанию детей или туры, где не надо оплачивать визы. Такие акции позволяют привлечь туристов на эти направления.

Много говорилось о переизбытке перевозки по европейским направлениям. Как сейчас обстоят дела?

- Могу отметить, что большинство туроператоров оперативно реагируют на переизбыток перевозки и предпринимают различные, иногда непопулярные меры, чтобы ее скорректировать. Например, прореживаются цепочки, иногда туроператоры консолидируются на одних рейсах. Хочу подчеркнуть, что снижение цены влечет ухудшение сервиса. Когда объединяются несколько маршрутов на одном рейсе, появляются некоторые неудобства. Но это вынужденная мера, которая удерживает рынок от скатывания в демпинговую яму.

Росстат не так давно опубликовал цифры по выездному турпотоку за первый квартал 2014 года. Соответствуют ли эта картина вашим оценкам?

- Росстат привел цифры, которые многих повергли в шок. По нашей компании могу сказать, тот рост, который мы запланировали, мы и имеем.

Здесь важно понимать, что многие дают оценку рынку по московским стандартам. Оценивать рынок как среднюю температуру по больнице некорректно. Разные регионы вообще не похожи, там абсолютно по-разному складываются продажи. Все зависит от множества причин, в том числе от состояния экономической составляющей самого региона. Неправильно выводить общую картину всего рынка в целом. Если где-то будет минус 10%, а где-то плюс 30%, то средний прирост составляет 10-15%, и он ожидаем.

Если бы наша компания запланировала 35%-ый прирост, я бы думала, что сезон складывается ужасно. Мы планировали 10-15%, так и есть. Можно было бы получить больший рост, но для этого надо было бы жестко демпинговать. Туры продаются по нормальным ценам, с нормальной маржинальностью. Мы развиваемся дальше. Гнаться за цифрами смысла нет. Никаких опасений, разочарования нет.

Как, по Вашему мнению, изменится ситуация к концу высокого сезона?

- В условиях стабильности цифры будут выше. Если ситуация будет такой, какая она есть на сегодняшний день, то естественно мы рассчитываем на увеличение роста.

Туризм крайне событийно зависим. Он зависит от любого события: политического, экономического, социального, климатического. Кто бы мог подумать, что будет наводнение в Болгарии? Это из разряда бизнес-рисков. Сейчас по Болгарии нет отказов от туров, но упали продажи.

Какие меры необходимо предпринять для привлечения туристов?

- В той ситуации, в которой сейчас находится туристический рынок, дилерской сети необходимо проявлять максимальный профессионализм. Для этого сейчас есть много возможностей. Если турист получает профессиональную, полную и объективную информацию, он приобретет этот тур. Сейчас ушла возможность бронировать потоком, не давая информации, нужно делать больше усилий для получения клиентов.

Иногда турист не задумывается о том, как он представляет свой отдых. Задача профессионального менеджера понять, что турист хочет получить от отдыха и суметь дать как можно больше информации, а иногда переориентировать на другое направление, которое лучше подходит под формат отдыха.

Агентствам продаж приходится бороться за каждого туриста. Но надо делать это не с помощью скидок и безумных предложений. Профессиональная подготовка привлечет больше туристов, чем скидки.

Собираетесь ли Вы в будущем выходить на внутренний рынок?

- Мне часто задают вопрос, собираемся ли мы выходить на внутренний рынок. Отвечу: в этом сезоне пока нет, потому что это совершенно новый продукт. К нему должны быть другие подходы, чем к продуктам выездного туризма. Есть своя специфика продаж. Для того чтобы выйти на рынок как профессионал, к этому нужно серьезно готовиться, это требует некоторого времени. Делать наспех мы не собираемся, а из-за загруженности нет возможности этим заняться сейчас.