Анна Альбертовна, как вы оцениваете высокий сезон в этом году?

- Высокий летний сезон проходит достаточно успешно, несмотря на некоторые корректировки, которые приходится вносить в связи с меняющимися ситуациями в странах. Возьмем самый емкий туристический продукт – это Турция. На протяжении нескольких лет мы наблюдаем, что турецкий турпродукт продается по своей реальной стоимости, несмотря на то, что на рынке идут разговоры о том, что он дорогой. Я с этим не согласна. Это реальная стоимость хорошего, полноценного продукта. И туристы, которые побывали там, смогли это оценить.

На турецком направлении очень много возвратных туристов, поскольку Турция представлена достаточно объемно. Турпродукт на этом направлении найдется на любой вкус: и для семейных пар, и для людей среднего возраста, и для одиноких людей, и для молодежи. Плюс еще, конечно, здесь очень обширные экскурсионные программы.

Сезон в Турции в этом году начался очень успешно. Акции раннего бронирования показали, насколько направление востребовано среди потребителей. Особенно колоссальный рост потребительской активности был заметен в майские праздники. Потом по ряду причин произошло некоторое снижение, но оно было понятно и запланировано.

Сейчас ситуация на турецком рынке стабильная. Туроператоры достигли баланса спроса и предложения. Это очень важно, нет переизбытка предложений, поэтому спрос на этом направлении устойчивый. Причем мы отмечаем повышение спроса на отели высоких категорий и на размещение в номерах улучшенной планировки.

Было некоторое опасение в связи с известными событиями в стране, но это не оказало негативного влияния на потребительский спрос. Ситуация с социальной активностью населения прошла достаточно мирно, не было агрессии. Продажи идут ровно и с хорошей глубиной.

Хочу отметить, что сейчас предпочтение отдается семейному отдыху. Можно сказать, что турецкий продукт очень подходит для подобного отдыха. Что касается перевозки, количества отелей, то на турецком рынке все достаточно сбалансировано.

А что можно сказать о Греции? Согласны ли Вы с тем, что количество рейсов в эту страну превышает потребительский спрос?

- Греция в этом году очень популярна. Многие туроператоры сделали ставку на этот продукт, увеличив свою перевозку. Обсуждался вопрос о том, что перевозки на греческом направлении слишком много, что приводит к определенному демпингу, появлению спецпредложений, которые не отражают действительной стоимости этого продукта. Избыток перевозки существует не только в Москве, но и регионах.

Могу сказать, что, наверное, действительно туроператоры переоценили емкость греческого рынка. И это привело к тому, что наблюдается избыток перевозки. Но нужно понимать туроператоров, для которых корректировка перевозок не всегда возможна, а, если и возможна, то чаще всего с финансовыми потерями. Есть определенные обязательства, которые берет на себя туроператор перед перевозчиком. Тем не менее, туроператоры выравнивают ситуацию, и мы надеемся, что каким-то образом всем туроператорским сообществом нам удастся сбалансировать создавшуюся ситуацию.

В данной ситуации, если судить о нашей компании, то мы весьма взвешенно подошли к чартерным программам, имея обширную отельную базу, которая позволяет продавать продукт, не выпуская массы спецпредложений с понижением цены. В настоящее время мы не корректируем свою перевозку, поскольку продажи идут ровно и хорошо.

Следует отметить, что на этом направлении очень хорошо сработала акция раннего бронирования. Бронировались самые востребованные отели на греческом побережье. Поскольку мы работаем только на островной части Греции, можно сказать, что наш продукт на островах достаточно востребован, и мы не видим необходимости корректировать программу.

Отразились ли перебои с выдачей виз на количестве желающих отдохнуть в Греции?

- Хочу отметить, был некий негатив на этом направлении по поводу оформления виз в греческом консульстве. Это, конечно, сказалось на том, что была настороженность у потребителя к этому продукту из-за визовых проблем.

Визовые проблемы не находятся в зоне нашей ответственности, повлиять на это радикально мы, конечно, не могли. Но в этой ситуации мы, туроператоры, приняли весь удар на себя. Мы находили различные способы, как отправить туристов на отдых и достойно вышли из этой ситуации. Греческое консульство с пониманием отнеслось к своим проблемам и смогло быстро скорректировать свою работу, ориентируясь на повышенный спрос потребителя на этот продукт.

Ранее туроператоры прогнозировали, что в Греции турпоток в этом году превысит миллион человек. По Вашему мнению, так и будет?

- Скорее всего, так и будет. При таком высоком качестве продукта греческие хотельеры предложили очень привлекательные цены. По ценовой линейке этот продукт очень успешно конкурирует со всеми другими направлениями, в частности, с Турцией.

Еще одно емкое направление – Испания…

- Испанский продукт давно полюбился россиянам, поскольку сочетает в себе все возможности, которые предлагает эта страна: великолепный отдых на совершенно разных курортах. Плюс бесподобные экскурсионные программы. Иногда на этом рынке мы видим некий избыток перевозки, он не такой высокий, как на греческом направлении. В принципе, Испания продается достаточно ровно. Надо отдать должное испанскому консульству, которое неплохо подготовилось к летнему сезону.

Пользуется ли спросом Египет? Насколько безопасен отдых в этой стране сейчас?

- Египетский рынок восстанавливался с хорошей динамикой. Мы надеялись, что этот сезон пройдет успешно. Но в связи с критической ситуацией в Египте, произошли некие изменения в спросе. Турист стал уделять большое внимание безопасности, стал больше интересоваться ситуацией в странах временного пребывания, отслеживать, как складываются отношения с местным населением. И это правильно. И задача туроператора – предоставить потребителю безопасный продукт. Поэтому у части туристов появились сомнения в целесообразности организации отдыха на египетском побережье. Хотя мы еще раз подчеркиваем, и это подтверждает МИД и Ростуризм, что курортные зоны остаются безопасными.

На ваш взгляд может ли в Египте повториться ситуация 2011 года?

- Никаких прогнозов дать не могу, поскольку я не политик. Это уже лежит в разрезе оценок политологов и МИДа. Есть определенные надежды, что ситуация стабилизируется. Надеемся, что печальная ситуация для туристического Египта 2011 года не повторится.

У нас есть собственные принимающие компании на египетском побережье в Хургаде и Шарм-эль-Шейхе. В режиме онлайн имеем оперативную и достоверную информацию о том, что там происходит. Туристам дается полнейшая информация о том, что происходит в Каире, Александрии, рядом с Суэцем, где происходят волнения.

Мы не отмечаем аннуляций забронированных туров и желания покинуть эту страну. Емкость египетского рынка и природные особенности Египта уникальны, плюс отличное соотношение "цена-качество". Египетскому турпродукту мало альтернатив. Думаю, что сезон выровняется при условии некой стабильности в стране.

Как обстоит ситуации на курортах Таиланда, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии?

- Если несколько лет назад Юго-Восточная Азия никогда не ассоциировалась с летним отдыхом, то сейчас грани зима-лето полностью стерты. Уже не первый год Юго-Восточная Азия – круглогодичный продукт, который предлагается на рынке и хорошо воспринимается нашими туристами. Таиланд, Китай, Вьетнам, Индонезия – все страны абсолютно разные и привлекают все больше потребителей для проведения отдыха.

Очень хорошую динамику показывает Вьетнам. Здесь сконцентрированы все те положительные стороны отдыха, которые мы ищем в турпродукте: обширная отельная база, привлекательные природные и погодные условия, безусловно, стабильность, безграничные экскурсионные возможности, отели высокого уровня, возможность проводить отдых с семьей, заняться активными видами спорта или возможность спокойного релакса. Плюс, конечно, ценовая политика, которая дает возможность отдыхать во Вьетнаме потребителю с разным финансовым положением.

Растет потребительский спрос также на Таиланд и Китай. Это абсолютно разные направления, которые я бы не стала объединять в одно. Каждый потребитель находит себе страну по душе. Таиланд, понятно, по популярности выходит на лидирующие позиции, особенно для жителей Сибири и Дальнего Востока. При этом значительный рост интереса к этому направлению мы наблюдаем и на европейской части России, несмотря на дальность перелета.

Кроме того, для российского потребителя важен облегченный визовый режим. Есть такой сдерживающий фактор необходимости оформления виз. Облегченный визовый режим – это всегда плюс для продаж. При выборе того или иного продукта, это иногда является определяющим фактором. Если вы принимаете решение организовать отдых за несколько дней до вылета, вы уже ограничены необходимостью оформления визы, поэтому, естественно выбираете страны с облегченным визовым режимом. Для россиян это важно еще и в связи с тем, что не всегда есть возможность оформления визы в городе проживания, приходится отправлять документы в Москву и обратно. Это время, которое не всегда есть у потребителя.

Есть ли изменения в спросе на такие страны, как Марокко и Тунис?

- Это те продукты, которые продаются достаточно ровно и всегда имеют своего потребителя. Мы отмечаем увеличение спроса на этих направлениях. Это не столь емкие продукты, но они имеют потенциал. В этих странах достаточно спокойная обстановка. И отношение к российским туристам хорошее, почтительное, что немаловажно для того, чтобы турист принял решение туда поехать. Хочется отметить туристические организации Марокко и Туниса, которые проводят колоссальную работу и тесно взаимодействуют с туроператорами.

Как идут продажи по Кипру?

- На Кипре была небольшая интрига в начале сезона. Финансовый кризис не затронул никоим образом туристический сектор. Кипр продается достаточно ровно с хорошим, соответствующим спросом. Нет необходимости выпуска спецпредложений в большом количестве. Мы можем наблюдать некоторые "наметки" определенного баланса.

Для Кипра неактуальны визовые сборы, это тоже положительно сказывается на динамике. Хотелось бы отметить, что кипрские хотельеры много делают для того, чтобы отдых на территории отелей был более комфортным. Они стали внимательнее относиться к предпочтениям российских туристов. Киприоты имеют большие надежды на российский рынок и внимательно прислушиваются к мнению туроператоров.