Хотя рынок речных круизов после прошлогодних событий сильно пострадал, благодаря новым проектам и модернизации флота крупным круизным операторам удается сохранить загрузку не хуже, чем в прошлом году. Заместитель генерального директора компании "Мостурфлот" Светлана Гончарова надеется, что сезон в этом году пройдет успешно, тем более что положительные тенденции уже наметились – есть большой интерес к новым проектам, и, кроме того, активно идут бронирования на осенние круизы.

Круизные операторы в последнее время начинают активно заниматься модернизацией теплоходов. С чем это связано?

- Модернизация флота, после которой уровень сервиса на теплоходах приравнивается к отелям категории 5*, сейчас является для круизных операторов одной из наиболее приоритетных задач. Так, в 2012 году в навигацию вышел полностью обновленный теплоход "Княжна Виктория". Этот теплоход был на 80% модернизирован – заново выстроены помещения, обновлены коммуникации и части двигателей. Заказчиком работ выступила наша компания, исполнителями – европейские фирмы. В сезон он будет работать только с иностранными туристами, а для российского рынка сделает несколько рейсов в октябре.

Также в этом году состоялась презентация нового теплохода "Александр Грин", принадлежащего компании "Мостурфлот". Это событие можно называть историческим, ведь "Александр Грин" – третий круизный теплоход, построенный за все время существования СССР и современной России…

- Да, это большое событие не только для круизного рынка, но и в целом для России. Теплоход был построен по заказу нашей компании по проекту "Морского инженерного бюро". "Александр Грин" – это плавучий отель уровня 4*: просторные каюты с балконом, изысканный ресторан, бар, солярий на верхней открытой палубе – здесь все, как в курортном отеле. На следующий день после презентации "Александр Грин" отправился в первый рейс по маршруту Москва – Санкт-Петербург – Москва с австралийскими туристами на борту.

Насколько новые проекты помогают привлечь клиентов, в частности "активизировать" постоянную клиентуру?

- Новые проекты – еще один стимул для туристов отправиться в круизное путешествие и получить новые впечатления, поэтому они способствуют увеличению продаж. Напомню, в мае совершил первый рейс теплоход-театр "Сергей Образцов", а уже этой осенью состоится первый круиз проекта "Этнокруизы", который полностью стартует со следующего года.

Первый этнокруиз состоится с 9 по 20 сентября на теплоходе "Михаил Булгаков" по маршруту Москва – Казань – Елабуга – Москва. Программа этнокруизов на 2013 год сейчас находится в стадии разработки. Помимо этого у нас в планах запуск круиза, во время которого туристы узнают, как появился праздник "День народного единства".

Еще мы в этом году впервые включили в программу круиза Москва – Санкт-Петербург – Москва город Медвежьегорск на северном берегу Онежского озера. Медвежьегорск известен тем, что здесь находились места стоянок древних людей, о чем свидетельствуют наскальные изображения – петроглифы. Кроме того, именно в этом городе в 1931 г. разместилось управление строительством Беломорканала. Круиз с заходом в Медвежьегорск состоится со 2 по 13 сентября на четырехпалубном теплоходе "Николай Карамзин". Стоит отметить, что раньше подобные теплоходы в Медвежьегорск не заходили.

Нельзя также не рассказать о новом проекте "Круизы здоровья" на теплоходе "Сергей Есенин". В этом году мы предлагаем туристам пройти курс оздоровления и похудения под руководством врачей Института Питания РАМН прямо на борту теплохода. Туристы смогут проконсультироваться у диетологов, которые назначат им специальное питание, посещать занятия по гимнастике, делать лечебные массажи. А для тех, кто не захочет так плотно заниматься своим здоровьем, мы предлагаем воспользоваться системой All Inclusive, которая действует с этого года на теплоходе "Сергей Есенин" Благодаря такому разнообразию услуг на одном и том же теплоходе клиент может выбрать то, что ему больше всего подходит.

Что в этом году произошло с ценами на круизы?

- Рост цен на круизы в этом году произошел неравномерно, в зависимости от категории каюты, теплохода и даты: на какие-то даты и категории кают цена не выросла вообще, а на какие-то возросла от 5 до 12%. С сентября 2011 года, когда начались продажи на летний сезон 2012 года, и до декабря включительно у нас действовали старые цены, кроме того мы давали клиентам скидки. После Нового года мы были вынуждены поднять цену в связи с ростом стоимости топлива, экскурсионного и портового обслуживания, питания.

На круизном рынке очень много возвратных клиентов. Почему люди отправляются в круизы снова и снова?

- Преимущество круизов заключается в совмещении активного и пассивного отдыха: можно отдыхать на палубе или в каюте и вместе с тем каждый день посещать новый город, ходить на экскурсии. Большим плюсом является трехразовое питание на борту теплохода (а в некоторых случаях это 5-6 разовое питание). При этом скучать туристам никогда не приходится: они участвуют в интерактивных и анимационных программах, смотрят кино, ходят на концерты. На таких теплоходах, как "Княжна Виктория", "Николай Карамзин" в каютах есть телевидение, телефон, room-сервис.

Что сейчас происходит с загрузкой круизов и глубиной продаж?

- Глубина продаж почти отсутствует. Думаю, это связано и с продолжением мирового финансового кризиса, и с прошлогодними событиями (крушением теплохода "Булгария" – ИФ), и с поздним наступлением теплой погоды этой весной. Кроме того, в этом году произошло снижение агентских продаж.

Вместе с тем, загрузка рейсов на теплоходах нашей компании в целом очень неплохая. Хорошо загружаются длинные круизы, которые бронируются, в основном, постоянными клиентами заранее. Мы с оптимизмом смотрим в будущее, тем более что скоро стартуют продажи на следующий сезон.