Александр Васильевич, как вы оцениваете итоги 9 месяцев по въездному туризму?

- Общее число прибытий составило 19 млн, рост – 12%. Число иностранных гостей, прибывших с целью туризма и с деловыми целями, составляет 6 млн. Это хорошие показатели. Они говорят об эффективности рекламной кампании, которую мы проводили в рамках реализации ФЦП, поскольку европейские страны, являющиеся основными "поставщиками" иностранных туристов, демонстрируют рецессию.

В этом году стартовала новая масштабная рекламная кампания России на внутреннем и зарубежном рынках. Есть ли уже у России слоган?

- Как раз сейчас Ростуризм рассматривает многочисленные предложения, поступившие от специалистов. Россия настолько многогранная страна, что найти для нее один слоган и одно графическое изображение очень сложно. На завершающем этапе мы обязательно соберем профессионалов из турбизнеса и представим им "финалистов". Могу только сказать, что с будущего года вся рекламная кампания будет проходить с новой символикой и под новым слоганом.

В декабре в семи регионах прошли форумы и конференции, организованные Ростуризмом. Каков, по вашему мнению, главный результат этих мероприятий?

- В регионах обсуждались актуальные для российского туризма темы, у участников форумов была возможность познакомиться с потенциалом регионов. Очень важно и то, что организованные Ростуризмом мероприятия "встряхнули" регионы. Туристские администрации там стали работать активнее. В будущем году мы также планируем провести в регионах серию форумов и конференций, а также поддержать несколько десятков региональных мероприятий в рамках программы продвижения турпродукта России на мировом и российском туристских рынках. Надеюсь, регионы сохранят полученный "заряд" активности.

В каких регионах были вы? Какое у вас впечатление от них?

- Я участвовал в форумах в Уфе и Астрахани. В обоих городах был впервые. И Башкирия, и Астраханская область обладают впечатляющим туристским потенциалом и рекреационными возможностями. Но, к сожалению, в командировках не удается познакомиться с регионом. Я всегда говорю, что больше всего мне хочется побыть обычным туристом. К слову, в командировках очень хорошо понимаешь все плюсы и минусы глобализации.

С одной стороны, единые гостиничные стандарты – это хорошо: гости понимают, на что могут рассчитывать. С другой стороны, сетевые гостиницы не отражают особенностей страны. Много путешествующие по делам люди порой забывают, в какой стране находятся. Между тем турист ищет новизны. На мой взгляд, пока Россию еще не сильно затронула глобализация, мы должны использовать определенную неразвитость инфраструктуры, ее самобытность. Привлекать туристов нашими уникальными возможностями, тем, чего нет в других странах.

На последней коллегии Минспорттуризма глава ведомства Валерий Мутко, говоря о Федеральной целевой программе, отметил, что региональные турадминистрации недостаточно активны, не готовят должным образом документы, необходимые для вхождения в ФЦП. Какое у вас впечатление о деятельности региональных администраций?

- Интерес к Федеральной целевой программе в регионах огромный. Но зачастую в регионах строят воздушные замки или, точнее, насыпные острова. Подготовка документации для вхождения в ФЦП – большая и сложная работа. Нужно увязать проект с территориальным планированием и существующими реалиями, составить проектно-сметную документацию, найти готового инвестора. Для этого нужны средства, а они не были заложены в "туристский" бюджет. В этом году в ФЦП вошли восемь наиболее подготовленных проектов из шести регионов, на следующий год – по одному проекту из пяти регионов. Уверен, что 2012 год станет "прорывным": проекты подготовят многие регионы.

В каких регионах, по вашему мнению, лучше всего работают турадминистрации?

- О лидерах можно судить по вниманию, которое уделяют в регионе туризму, по эффективности использования имеющегося потенциала. Я сейчас не хотел бы называть лидеров, поскольку это субъективное мнение. Ростуризм заказал в МГУ научную работу по разработке методики оценки туристской привлекательности регионов. Она включает комплексную оценку: туристский потенциал и эффективность его использования, степень развитости инфраструктуры, маркетинговую активность регионов и ряд других. В будущем году приступим к составлению собственно рейтингов.

Составление рейтинга невозможно без статистических данных. А статистика в туризме очень несовершенна. Ожидаются ли какие-то позитивные изменения?

- Основная наша проблема – подсчитать эффект от туризма в России в целом и в каждом регионе. В некоторых регионах пытаются считать мультипликативный эффект от туризма, но методики везде разные, и анализировать эти показатели не представляется возможным.

В мире уже давно апробированы и используются методики сателлитных счетов, которые позволяют учесть "туристскую" долю смежных отраслей: общепита, транспорта, народных промыслов и проч. Для этого нужно в каждой отрасли определить, какие позиции относятся к туризму, и сформировать собирательную группировку "туризм". Ее надо закрепить в ОКВЭДе, что позволит на федеральном уровне внедрять сателлитные счета. Возможно, это произойдет уже в будущем году.

К какой доле туризма в ВВП, по вашему мнению, должна стремиться Россия?

- Думаю, с учетом многопрофильности российской экономики среднеевропейские 6-7% мы можем считать хорошим результатом.

Беседовала Любовь Ямутова