Завершилась речная круизная навигация. Сезон был не очень удачным. Все круизные операторы отмечают значительный спад. Но, как бы то ни было, почти все они уже открыли продажи на будущий год. О прогнозах на навигацию-2012 и перспективах развития круизного труизма мы беседуем с заместителем генерального директора компании "Мостурфлот" Светланой Гончаровой.
Светлана, навигация завершилась. Она была не самой удачной, но наверняка были и позитивные события?
- Самое яркое событие для нас – вывод теплохода "Александр Блок" от Краснопресненской набережной, где он простоял в качестве отеля почти четверть века, и начало его модернизации. Уже сделано очень многое, и к будущей навигации у нас будет два совершенно новых теплохода – "Княжна Виктория" и "Александр Блок".
"Виктория" была первым и очень удачным результатом нового проекта модернизации флота, начатого компанией "Мостурфлот" осенью 2010 года. Теплоход получился замечательный и по уровню услуг соответствует 5*. "Блок" будет таким же. Модернизация предполагает кардинальную перестройку теплохода, минимум на 70%. Полностью меняются все коммуникации, обновляется машинное отделение, полностью перестраивается внутреннее пространство, используются современные экологические материалы. Фактически это уже теплоход другого проекта.
Самая маленькая каюта имеет площадь 15 кв. м, в каждой каюте на средней и шлюпочной палубах – свой балкон, палубы соединяет лифт, есть тренажерный зал, спа-центр, туристам предлагаются все услуги, какие есть в отелях соответствующего уровня. Несмотря на то, что круизы на таких кораблях дороже, чем на четырехпалубниках стандартных проектов, интерес к ним на иностранных рынках достаточно высок.
Намного ли такая масштабная модернизация выгоднее строительства нового корабля?
- Модернизация очень трудоемка и требует больших финансовых вложений. Но строительство нового судна обходится примерно впятеро дороже, и срок из-за сезонности окупаемости увеличивается до 35 лет. За это время теплоход успевает устареть. В случае модернизации срок окупаемости тоже не мал – 8-10 лет. Так что позволить себе модернизацию могут только крупные компании.
Будут ли "Виктория" и "Блок" работать на российском рынке?
- Интерес к таким теплоходам на внутреннем рынке есть, туристы о них знают и ждут их. Поэтому круизная компания "Мостурфлот" весной 2012 года открывает навигацию обоих теплоходов российскими круизами. "Княжна Виктория" отправляется по маршруту Москва – Кострома – Москва с 9 мая по 13 мая, а "Александр Блок" из Москвы в Санкт-Петербург с 24 мая по 2 июня. И здесь любителей речных путешествий ждут сюрпризы.
Ну и, конечно же, весной и осенью мы предлагаем эти теплоходы корпоративным клиентам. В ближайшие годы оба теплохода будут работать с иностранными туристами, но…все зависит от спроса. "Михаил Булгаков" работал только на иностранном рынке, но последние два года работает на российском и здесь пока остается. А "Репин", который успешно отработал в этом году на внутреннем рынке, в 2012 будет работать с итальянцами.
Появятся ли в будущем сезоне новые маршруты? Будут ли на традиционных маршрутах новые стоянки?
- "Булгаков" и "Крылов" пойдут по очень интересному маршруту Москва – острова – Санкт-Петербург – Москва. Кроме привычных стоянок зайдут на острова Валаам, Кижи, Коневец, Пеллотсари. Специально для наших постоянных клиентов, которые отдыхают только на теплоходе "Крылов" проложены круиз до Астрахани и более короткий круиз на юг – до Самары. Впервые будет и "кругосветка" до Самары на "С.Образцове". В июне состоится круиз до Перми и Уфы. Последние два года из-за засухи были вынуждены отказываться от этого круиза.
Отдельно хочу сказать о трех круизах теплохода "С.Есенин" на российском рынке. Одиннадцатидневные круизы из Москвы в Санкт-Петербург с отправлением 14 июля, 4 августа и 25 августа будут уникальными. Достаточно сказать, что кроме классических стоянок как Валаам, Кижи, туристов ждет Новая Ладога (речная поездка в Старую Ладогу по р. Волхов), заход через шхеры в Сортавалу и многое другое.
Что касается новых стоянок, то их почти нет, но есть новые экскурсионные программы, за что отдельное спасибо энтузиастам своего дела, замечательным людям, работающим в фирмах по экскурсионному обслуживанию теплоходов. Почти каждый год что-то новое предлагают нашим туристам в Угличе (музей гидроэнергетики или поход в лес за грибами для иностранных туристов).
Если еще недавно круиз выходного дня выполнялся только в Углич и Тверь, то сейчас все чаще мы ходим в Мышкин, потому что там постоянно открываются новые объекты и появляются новые программы. Пользуются популярностью и автобусные экскурсии. Из Твери, например, мы возим туристов в Торжок или в село Медное на сырную ферму. В этом году компания "Мостурфлот" ввела в обслуживание новый стандарт "меню экскурсий". Одна экскурсия в каждом городе входит в стоимость тура, но выбрать ее туристы могут сами из двух-четырех предложений. Навигация показала, что туристам интересно все.
Вы делаете много тематических круизов. Пользуются ли они спросом?
- Мы развиваем это направление. Во-первых, продолжается проект "Москва майская", открывающий круизную навигацию. В 2012 году туристов ждет виртуальное погружение в 80-ые прошлого века на теплоходе "Н.Карамзин" с 28 апреля по 1 мая. В этом сезоне прошли круизы с ретроспективой авторских документальных фильмов (встреча с автором), круизы "Две реки-две религии", "Воспетый поэтами край", "С запада на восток", посвященный культуре и традициям народов средней Волги (Казань, Чебоксары), "Путешествие за сказкой" (Пермь). В программе круиза были Татарские, Марийские, Чувашские сказки, ресторан теплохода предлагал блюда по национальным рецептам и т.п.
Наша цель: каждый круиз – уникален и неповторим. Практически на всех наших круизах выступают артисты Шаляпинского центра. Большой успех у туристов завоевала программа "Светелочка", мастер-класс по изготовлению старинных кукол. В будущем году на теплоходе "Сергей Образцов" будут организованы программы совместно со знаменитым театром кукол. Туристов ждут спектакли, музей кукол, мастер-классы по кукольному и актерскому мастерству. Есть много других идей.
Навигация завершилась, и вы уже открыли продажи на будущий год. Можно ли сейчас делать прогнозы на навигацию 2012 года? Удастся ли преодолеть спад, который случился в этом году?
- В этом году мы начали продажи раньше, чем обычно, в сентябре. И если сравнивать продажи за одинаковый период этого и прошлого года, то они примерно одинаковые. Активно бронируют и выкупают, например, "московскую кругосветку" с 23 мая. Второй год осенняя "кругосветка" не удается из-за отсутствия воды в Оке. Хорошо покупают острова с Санкт-Петербургом, Самару, Астрахань. Как обычно продолжительные круизы выкупаются сильно заранее. Но, ни в прошлом году, ни в этом мы не вышли на уровень предварительных продаж на навигацию 2010 года, которая была наиболее успешной за последнее время. Вообще, падение спроса произошло не только из-за трагедии с "Булгарией". Оно наблюдалось в начале года, а в июле только усугубилось.
Так что на будущий год пока прогнозы делать сложно. Много факторов влияет на туризм вообще и на речные круизы, в частности. Самый главный фактор – благосостояние людей. Уровень жизни снижается. Мы же понижать цены не можем, потому что стремительно растут цены на топливо, и автоматически, на питание, экскурсии, портовое обслуживание и все прочие составляющие круиза. Только за этот год топливо выросло в цене на 70%.
Что будет с ценами?
- В этом году подъем цен не планируем. До января продаем круизы по ценам этого года с 10%-ой скидкой. Плюс к этому наши постоянные клиенты имеют скидку в 5%. Есть и сезонное регулирование цен: весной и осенью стоимость круизов на 20-30% ниже, чем в июле и августе. То есть до нового года можно купить круиз на май или начало июня сравнительно недорого. Это дает возможность более равномерно распределить загрузку теплоходов и сделать круизы более доступными.
Несмотря на рост цен и снижение спроса, вы все равно модернизируете теплоходы, фактически избавляясь от бюджетных мест.
- С одной стороны, все меньше людей, которые готовы отдыхать в некомфортабельных каютах. С другой, эти каюты экономически невыгодны для компании. Некомфортабельные каюты мы вынуждены продавать практически по себестоимости, потому что понимаем, что дороже их не купят. В нынешних непростых условиях компания не может позволить себе держать такие "дотационные" места.
Не так давно ваши коллеги обратились к президенту с письмом, в котором призывали его поддержать круизную отрасль. В чем, по вашему мнению, должна заключаться эта поддержка?
- Нужны специальные государственные программы, дающие возможность строительства нового флота. Нужна помощь в продвижении перспективных направлений. Своими силами никто из тех, кто работает на внутреннем и въездном рынке, не в состоянии тягаться с зарубежными направлениями, которые субсидируются на уровне государств. Ведь даже в Москве достаточно много людей, которые не знают, о том, что в столице есть речной вокзал и что в России существуют речные круизы.