Интервью 17 октября 2011 г. 11:51

"Мостурфлот": "Падение спроса произошло не только из-за трагедии с "Булгарией". Оно наблюдалось в начале года, а сейчас только усугубилось"

"Мостурфлот": "Падение спроса произошло не только из-за трагедии с "Булгарией". Оно наблюдалось в начале года, а сейчас только усугубилось"
гончарова. Фото: Мостурфлот

Завершилась речная круизная навигация. Сезон был не очень удачным. Все круизные операторы отмечают значительный спад. Но, как бы то ни было, почти все они уже открыли продажи на будущий год. О прогнозах на навигацию-2012 и перспективах развития круизного труизма мы беседуем с заместителем генерального директора компании "Мостурфлот" Светланой Гончаровой.

"Мостурфлот": "Падение спроса произошло не только из-за трагедии с "Булгарией". Оно наблюдалось в начале года, а сейчас только усугубилось"

Светлана, навигация завершилась. Она была не самой удачной, но наверняка были и позитивные события?

- Самое яркое событие для нас – вывод теплохода "Александр Блок" от Краснопресненской набережной, где он простоял в качестве отеля почти четверть века, и начало его модернизации. Уже сделано очень многое, и к будущей навигации у нас будет два совершенно новых теплохода – "Княжна Виктория" и "Александр Блок".

"Виктория" была первым и очень удачным результатом нового проекта модернизации флота, начатого компанией "Мостурфлот" осенью 2010 года. Теплоход получился замечательный и по уровню услуг соответствует 5*. "Блок" будет таким же. Модернизация предполагает кардинальную перестройку теплохода, минимум на 70%. Полностью меняются все коммуникации, обновляется машинное отделение, полностью перестраивается внутреннее пространство, используются современные экологические материалы. Фактически это уже теплоход другого проекта.

Самая маленькая каюта имеет площадь 15 кв. м, в каждой каюте на средней и шлюпочной палубах – свой балкон, палубы соединяет лифт, есть тренажерный зал, спа-центр, туристам предлагаются все услуги, какие есть в отелях соответствующего уровня. Несмотря на то, что круизы на таких кораблях дороже, чем на четырехпалубниках стандартных проектов, интерес к ним на иностранных рынках достаточно высок.

Намного ли такая масштабная модернизация выгоднее строительства нового корабля?

- Модернизация очень трудоемка и требует больших финансовых вложений. Но строительство нового судна обходится примерно впятеро дороже, и срок из-за сезонности окупаемости увеличивается до 35 лет. За это время теплоход успевает устареть. В случае модернизации срок окупаемости тоже не мал – 8-10 лет. Так что позволить себе модернизацию могут только крупные компании.

Будут ли "Виктория" и "Блок" работать на российском рынке?

- Интерес к таким теплоходам на внутреннем рынке есть, туристы о них знают и ждут их. Поэтому круизная компания "Мостурфлот" весной 2012 года открывает навигацию обоих теплоходов российскими круизами. "Княжна Виктория" отправляется по маршруту Москва – Кострома – Москва с 9 мая по 13 мая, а "Александр Блок" из Москвы в Санкт-Петербург с 24 мая по 2 июня. И здесь любителей речных путешествий ждут сюрпризы.

Ну и, конечно же, весной и осенью мы предлагаем эти теплоходы корпоративным клиентам. В ближайшие годы оба теплохода будут работать с иностранными туристами, но…все зависит от спроса. "Михаил Булгаков" работал только на иностранном рынке, но последние два года работает на российском и здесь пока остается. А "Репин", который успешно отработал в этом году на внутреннем рынке, в 2012 будет работать с итальянцами.

Появятся ли в будущем сезоне новые маршруты? Будут ли на традиционных маршрутах новые стоянки?

- "Булгаков" и "Крылов" пойдут по очень интересному маршруту Москва – острова – Санкт-Петербург – Москва. Кроме привычных стоянок зайдут на острова Валаам, Кижи, Коневец, Пеллотсари. Специально для наших постоянных клиентов, которые отдыхают только на теплоходе "Крылов" проложены круиз до Астрахани и более короткий круиз на юг – до Самары. Впервые будет и "кругосветка" до Самары на "С.Образцове". В июне состоится круиз до Перми и Уфы. Последние два года из-за засухи были вынуждены отказываться от этого круиза.

Отдельно хочу сказать о трех круизах теплохода "С.Есенин" на российском рынке. Одиннадцатидневные круизы из Москвы в Санкт-Петербург с отправлением 14 июля, 4 августа и 25 августа будут уникальными. Достаточно сказать, что кроме классических стоянок как Валаам, Кижи, туристов ждет Новая Ладога (речная поездка в Старую Ладогу по р. Волхов), заход через шхеры в Сортавалу и многое другое.

Что касается новых стоянок, то их почти нет, но есть новые экскурсионные программы, за что отдельное спасибо энтузиастам своего дела, замечательным людям, работающим в фирмах по экскурсионному обслуживанию теплоходов. Почти каждый год что-то новое предлагают нашим туристам в Угличе (музей гидроэнергетики или поход в лес за грибами для иностранных туристов).

Если еще недавно круиз выходного дня выполнялся только в Углич и Тверь, то сейчас все чаще мы ходим в Мышкин, потому что там постоянно открываются новые объекты и появляются новые программы. Пользуются популярностью и автобусные экскурсии. Из Твери, например, мы возим туристов в Торжок или в село Медное на сырную ферму. В этом году компания "Мостурфлот" ввела в обслуживание новый стандарт "меню экскурсий". Одна экскурсия в каждом городе входит в стоимость тура, но выбрать ее туристы могут сами из двух-четырех предложений. Навигация показала, что туристам интересно все.

Вы делаете много тематических круизов. Пользуются ли они спросом?

- Мы развиваем это направление. Во-первых, продолжается проект "Москва майская", открывающий круизную навигацию. В 2012 году туристов ждет виртуальное погружение в 80-ые прошлого века на теплоходе "Н.Карамзин" с 28 апреля по 1 мая. В этом сезоне прошли круизы с ретроспективой авторских документальных фильмов (встреча с автором), круизы "Две реки-две религии", "Воспетый поэтами край", "С запада на восток", посвященный культуре и традициям народов средней Волги (Казань, Чебоксары), "Путешествие за сказкой" (Пермь). В программе круиза были Татарские, Марийские, Чувашские сказки, ресторан теплохода предлагал блюда по национальным рецептам и т.п.

Наша цель: каждый круиз – уникален и неповторим. Практически на всех наших круизах выступают артисты Шаляпинского центра. Большой успех у туристов завоевала программа "Светелочка", мастер-класс по изготовлению старинных кукол. В будущем году на теплоходе "Сергей Образцов" будут организованы программы совместно со знаменитым театром кукол. Туристов ждут спектакли, музей кукол, мастер-классы по кукольному и актерскому мастерству. Есть много других идей.

Навигация завершилась, и вы уже открыли продажи на будущий год. Можно ли сейчас делать прогнозы на навигацию 2012 года? Удастся ли преодолеть спад, который случился в этом году?

- В этом году мы начали продажи раньше, чем обычно, в сентябре. И если сравнивать продажи за одинаковый период этого и прошлого года, то они примерно одинаковые. Активно бронируют и выкупают, например, "московскую кругосветку" с 23 мая. Второй год осенняя "кругосветка" не удается из-за отсутствия воды в Оке. Хорошо покупают острова с Санкт-Петербургом, Самару, Астрахань. Как обычно продолжительные круизы выкупаются сильно заранее. Но, ни в прошлом году, ни в этом мы не вышли на уровень предварительных продаж на навигацию 2010 года, которая была наиболее успешной за последнее время. Вообще, падение спроса произошло не только из-за трагедии с "Булгарией". Оно наблюдалось в начале года, а в июле только усугубилось.

Так что на будущий год пока прогнозы делать сложно. Много факторов влияет на туризм вообще и на речные круизы, в частности. Самый главный фактор – благосостояние людей. Уровень жизни снижается. Мы же понижать цены не можем, потому что стремительно растут цены на топливо, и автоматически, на питание, экскурсии, портовое обслуживание и все прочие составляющие круиза. Только за этот год топливо выросло в цене на 70%.

Что будет с ценами?

- В этом году подъем цен не планируем. До января продаем круизы по ценам этого года с 10%-ой скидкой. Плюс к этому наши постоянные клиенты имеют скидку в 5%. Есть и сезонное регулирование цен: весной и осенью стоимость круизов на 20-30% ниже, чем в июле и августе. То есть до нового года можно купить круиз на май или начало июня сравнительно недорого. Это дает возможность более равномерно распределить загрузку теплоходов и сделать круизы более доступными.

Несмотря на рост цен и снижение спроса, вы все равно модернизируете теплоходы, фактически избавляясь от бюджетных мест.

- С одной стороны, все меньше людей, которые готовы отдыхать в некомфортабельных каютах. С другой, эти каюты экономически невыгодны для компании. Некомфортабельные каюты мы вынуждены продавать практически по себестоимости, потому что понимаем, что дороже их не купят. В нынешних непростых условиях компания не может позволить себе держать такие "дотационные" места.

Не так давно ваши коллеги обратились к президенту с письмом, в котором призывали его поддержать круизную отрасль. В чем, по вашему мнению, должна заключаться эта поддержка?

- Нужны специальные государственные программы, дающие возможность строительства нового флота. Нужна помощь в продвижении перспективных направлений. Своими силами никто из тех, кто работает на внутреннем и въездном рынке, не в состоянии тягаться с зарубежными направлениями, которые субсидируются на уровне государств. Ведь даже в Москве достаточно много людей, которые не знают, о том, что в столице есть речной вокзал и что в России существуют речные круизы.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще