- Как вы оцениваете итоги 2018 года для компании?

- Для нас 2018 год был очень позитивным. Во многом это обусловлено Чемпионатом мира по футболу, который прошел летом. Турнир оказал положительное влияние на большинство городов, где он проходил. Мы, как представители гостиничного бизнеса, принимали в этом непосредственное участие, поэтому можем отметить, что отели сети в Москве, Нижнем Новгородеи Санкт-Петербурге показали прекрасные результаты по загрузке.

Что касается годовой загрузки, то она варьируется в зависимости от сезона. В Санкт-Петербурге, Владивостоке и Сочи сезонность оказывает очень большое влияние. Но даже в низкий сезон среднемесячная загрузка не опускается ниже 50%. Но, например, Москва отличается тем, что сезонность не ярко выражена, поэтому в столице показатели загрузки более ровные в течение года. Среднегодовая загрузка гостиниц Азимут в Москве составляет более 80%. И это прекрасный показатель с учетом того, что в трех гостиницах Москвы номерной фонд составляет более тысячи комнат.

Если сравнивать загрузку отелей, которые работали весь 2017 и 2018 год, то прирост в соотношении год к году в среднем составил 7%, а в городах проведения Чемпионата мира по футболу еще больше.

— В каких городах отели Azimut наиболее востребованы и могут похвастать самой высокой загрузкой и прибылью?

— Гостиницы, в которых была очень высокая загрузка по итогам 2018 года, расположены в Москве, Владивостоке, Сочи и Мурманске. Опять-таки, следует отметить, что высокая загрузка – это понятие, которое сложно обозначить единым показателем. Правильно сравнивать ведь не гостиницу в регионе и в Москве, а в конкретном городе с другими гостиницами рядом. Почти все отели сети Azimut заполняются лучше, чем гостиницы на рынках тех городов, где они работают и индекс MPI (market penetration index) составляет более 100%.

— В каких городах, наоборот, самая низкая загрузка и почему?

— Опять же загрузку гостиниц правильно сравнивать с загрузкой других гостиниц в том же городе. В целом же по сети и по стране мы видим, что есть города, в которых рынок очень конкурентный и объем номерного фонда гостиниц явно превышает объем спроса у гостей города. Среднегодовая загрузка в таких городах составляет примерно 60%.

— Кто чаще останавливается в отелях сети – россияне или иностранцы, каковы доли тех и других?

— Россияне составляют существенное большинство наших гостей, в среднем не менее чем 75%. И, конечно, постояльцами отелей часто бывают и иностранцы, например, путешественники из Германии, Южной Кореи, Китая, из стран Ближнего Востока. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Мурманск и Владивосток в Azimut останавливается больше иностранцев, чем в других городах.

Стоит отметить, что в регионах и городах, где активно развивается туризм, мы наблюдаем много российских путешественников, как самостоятельных, так и организованных. Растет поток гостей в наших отелях в Нижнем Новгороде, Костроме, Воронеже, Астрахани, Новосибирске. Также активно развиваются гостиницы на горнолыжном курорте Роза Хутор в Сочи, набирают обороты гостиницы на Золотом кольце России в Переславле и Суздале.

- Каковы доли бизнес- и обычных туристов среди постояльцев ваших отелей? Как они меняются от города к городу?

- Наличие делового туризма также определяется городом, в котором расположен отель. Много гостей приезжают с бизнес-целями в гостиницы в Воронеже, Новосибирске и Якутске. В 2018 году в сети появилось два новых отеля на Золотом Кольце – Azimut Отель Переславль и Azimut Отель Суздаль, которые принимают в основном туристов.

Кроме того, видна явная тенденция: если регион сам развивается и делает что-то для привлечения туризма, то и бизнес-активность в регионе возрастает, лучший пример – это Приморье и Москва.

В отелях, расположенных в европейской части России, конференции и другие деловые мероприятия устраивают россияне, а также иностранцы из стран Европы и Ближнего Востока. Сибирь и Приморье привлекают много китайских туристов. Они составляют наибольшую часть иностранных гостей, но в последнее время их доля несколько сократилась в пользу граждан Южной Кореи.

— Как повлиял на ваш бизнес ЧМ-2018 по футболу?

— Чемпионат мира оказал очень позитивное влияние на нашу сеть, загрузка и выручка гостиниц в городах проведения матчей значительно выросли. Кроме того, в связи с таким масштабным событием был расширен штат сотрудников, на ресепшн появился персонал, который разговаривает не только на английском, но и на других языках. В ресторанах и барах гостиниц появилось "меню болельщика", транслировались матчи. И стоит отдельно отметить, что гостиницы создали дополнительные рабочие места для жителей своих городов.

Наши отели принимали много иностранных туристов в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде. Особенно высокие показатели загрузки были у наших отелей в Москве и Нижнем Новгороде, потому что столица – это центр чемпионата, а второму городу повезло с турнирной сеткой, играли команды, у которых было очень много болельщиков. Санкт-Петербургу, с точки зрения гостиничного бизнеса, не очень повезло с турнирной сеткой во время турнира, так как играли команды, с которыми приезжает, как правило, не так много болельщиков.

— В связи с требованиями FIFA и ее гостиничного дилера компании Match Accommodation возникали ли какие-то проблемы с размещением болельщиков и спортсменов?

— Проблем с размещением болельщиков согласно требованиям FIFA и Match Accommodation у нас не возникало, поскольку мы действовали строго по контракту. У нас все отмены были проведены вовремя, высвобожденные номера мы предложили другим гостям. Безусловно, какие-то операционные моменты возникали, но серьезных не было, мы очень тщательно готовились к встрече большого числа иностранных гостей.

— Были ли в отелях какие-то смешные или забавные случаи, связанные с ЧМ по футболу?

— Не сказал бы, что у нас были какие-то смешные случаи во время турнира. Приятно поразило и порадовало то, что болельщики из разных стран, которые проживали в отелях, несмотря на приверженность сборной своей страны, не устраивали драк или конфликтных ситуаций. Все очень мирно и дружно проживали и общались.

— Как позиционирует себя сеть Azimut на рынке гостиничных услуг? Есть ли непреложные правила для отелей и их сотрудников?

— Отель – это средство размещения, он должен предоставлять комфорт и безопасность своим постояльцам. Задача персонала заключается в том, чтобы люди почувствовали себя уютно и в безопасности, их должны хорошо встретить, в гостинице должна царить атмосфера радушия и гостеприимства. Azimut уделяет большое внимание тому, чтобы взаимодействие персонала с гостями не было сухим и официальным, это должно быть живое человеческое общение, но, конечно, между сотрудником и гостем должна быть дистанция.

— В каких городах будут открываться новые отели, и по какому принципу вы их выбираете?

- В 2018 году Azimut был признан самой быстроразвивающейся сетью гостиниц в России. Думаю, что это заслуженно. В 2019 году мы планируем расширить нашу сеть, открывая все больше отелей как в России, так и за рубежом. В целом мы хотим придерживаться тех же темпов роста, что и в 2018 году – 8-10 отелей в год.

В настоящее время мы ведем переговоры с потенциальными клиентами по поводу открытия гостиниц в России. Города пока назвать не могу, но, думаю, что скоро вы об этом узнаете. Добавлю, что без грамотного ведения переговоров и честного диалога с собственниками, у нас не получилось бы открыть львиную долю работающих сейчас отелей. Доверие наших клиентов и собственников отелей поддерживает нашу репутацию на рынке на достойном уровне.

За рубежом мы рассматриваем варианты открытия гостиниц сети в Белоруссии, Казахстане, Германии и других европейских странах. Узнаваемость бренда российскими туристами является хорошим подспорьем для работы за границей, потому что эти путешественники заочно выберут гостиницу Azimut, ведь они знакомы с сервисом и доверяют бренду.

Чтобы выбрать место для будущего отеля сети, необходимо оценить его местоположение, транспортную доступность, инфраструктуру, наличие рядом крупных бизнес центров или основных достопримечательностей, крупных стадионов. Перед Azimut Hotels стоит большая задача дальнейшего развития сети и улучшений показателей работы существующих гостиниц. Это огромная и сложная работа.