Интервью 29 июля 2011 г. 18:15

Сергей Шпилько: "Нет ничего, что мешает нашей столице войти в число ведущих туристических городов мира"

Сергей Шпилько: "Нет ничего, что мешает нашей столице войти в число ведущих туристических городов мира"
Фото: Интерфакс

К 2020 году поток туристов в Москву должен вырасти вдвое, а к 2018 году, когда в столице пройдет Чемпионат мира по футболу, столица должна войти в число ведущих туристических направлений как по числу туристов, так и по доходам от них. Таковы стратегические планы московского правительства. Председатель Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Сергей Шпилько рассказал "Интерфакс-Туризму" о том, как он видит пути решения этой более чем амбициозной задачи.

Сергей Шпилько: "Нет ничего, что мешает нашей столице войти в число ведущих туристических городов мира"
Фото: Интерфакс

Проектом программы по развитию туризма в Москве, одобренном правительством Москвы, предполагается, что в 2016 году столица примет 3,5 млн туристов из дальнего зарубежья, а всего – 6,8 миллиона. Не завышена ли цифра, учитывая нынешнее состояние дел?

- Нет, это вполне реально. Ежегодно через московские аэропорты прибывает около 4 млн. иностранцев. Примерно столько же останавливается в гостиницах. Приезжающие на автобусах и железнодорожным транспортом в эту цифру не входят. То есть реальное количество гостей в российской столице гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Надо иметь в виду, что в соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности", туристом считается лицо, временно въехавшее на срок более 24 часов или с ночевкой, но менее чем на полгода с культурно-познавательными, культурно-спортивными, деловыми, религиозными и иными целями, не получающее дохода от местных источников. Другими словами, почти всех, кто приезжает в Москву, кроме трудовых мигрантов, беженцев и нелегалов можно считать туристами.

Другое дело, что цифра в 4, или даже 5-6 млн иностранных туристов для такого города как Москва – мягко говоря, небольшая, и над ее увеличением еще работать и работать.

Поставлена ли перед Комитетом по туризму Москвы задача повысить доходы от туризма?

- Туризм – сфера рыночных отношений, его нельзя развивать только как социальный проект, город вправе рассчитывать на отдачу, в том числе в виде соответствующих налоговых поступлений в бюджет. Я уверен, что у Москвы есть все шансы войти в десятку крупнейших городов мира с весомыми доходами от туризма.

Однако сегодня у нас нет объективных статистических данных не только о числе туристов в Москве, но и о том, сколько они тратят, сколько город зарабатывает на туризме. Даже разработка необходимых для соответствующих расчетов методик – отдельная, сложная задача, не говоря уже о сборе самой информации и оценке мультипликативного эффекта от развития туризма.

Речь идет не только о совершенствовании статистики в части турпотоков и финансов, но и данных об инвестициях, занятости, движении основных фондов. Пока доходы от турбизнеса учитываются, главным образом, по налоговым поступлениям от гостиниц, большинство из которых попадает в федеральный бюджет.

У нас состоялась плодотворная встреча с руководством Минспортуризма и Ростуризма, на которой говорилось о том, как объединить усилия для разработки методик оценки результатов работы туротрасли. Если удастся это сделать в Москве, Ростуризм сможет распространить полученный опыт на другие регионы.

Какую задачу в сфере развития туризма вы назвали бы главной?

- На данном этапе – "подтянуть" уровень развития культурно-познавательного туризма. Сейчас Москва является российской столицей двух видов туризма – делового и речного круизного. Это не значит, что, например, с развитием MICE-индустрии нет проблем. Не хватает современных конгрессных площадей, мешает визовый режим и т.д. Но средний уровень загрузки отелей в высокий деловой сезон (т.е. осенью и весной) составляет около 60%. А летом, на новогодние каникулы он падает до 40%, а то и ниже.

То есть гостиницы простаивают в период высокого сезона поездок с целью отдыха и развлечений. Отсюда вытекает задача увеличения массовых рекреационных турпотоков, что невозможно сделать без популяризации Москвы как туристической дестинации. Иными словами, речь идет о схеме продвижения города как туристского центра "увеличение спроса на поездки – рост предложения".

Вряд ли это сделать легко, ведь Москва в разных рейтингах неизменно лидирует по дороговизне отелей. Кроме того, городу явно не хватает бюджетного размещения.

- С этими рейтингами не все так однозначно. Они составляются в основном по цене "от стойки" отелей бизнес-класса. А рассчитывать надо по фактическим продажам и дифференцировать по звездности.

Летом, например, многие отели 4-5* принимают тургруппы через туроператоров. При этом стоимость туродня без учета цены авиабилета варьируется в диапазоне от $100 до 100 евро, включая питание, экскурсии, трансфер. То есть соотношение "цена/качество" в самой Москве для туриста в таком пакете – лучше не придумаешь. Что же касается летних цен в бюджетных гостиницах туристического класса, в среднем, по данным соответствующего мониторинга, они составляют около 2 тыс. рублей, хотя можно найти номер и за тысячу. А в хостелах цена начинается от 500 рублей, так что дороговизна московских отелей, по крайней мере, в высокий сезон группового туризма – это миф, с которым пора расставаться.

Другой миф – низкий уровень гостиничного сервиса. В Москве сегодня представлено абсолютное большинство мировых гостиничных брендов, причем их присутствие расширяется и в сегменте управления отелями 3*, например, на московский рынок недавно вышла сеть Best Western. Как известно, управление сервисом в сетевых отелях осуществляется по единым стандартам качества, что в Москве, что в Нью-Йорке, что в Куала-Лумпуре.

Другое дело, что большинство отелей бизнес-класса построено или реконструировано в последние два десятилетия. А большинство гостиниц эконом-класса открывались еще в советское время и нуждаются в реконструкции. Например, остро стоит вопрос их кондиционирования. Так что в этом смысле проблема действительно есть, но растет и интерес инвесторов к этой категории средств размещения.

А что с гостиницами эконом-класса?

- Частично на этот вопрос я уже ответил. В Москве их действительно не хватает, но реально картина лучше статистической. По официальной статистике, в Москве 215 гостиниц и иных средств размещения, а даже предварительный анализ показал, что их значительно более 300. За бортом статистического учета оказываются в основном бюджетные средства размещения – хостелы, мини-отели, а также гостиницы, встроенные в торговые, развлекательные, спортивные комплексы и, как правило, находящиеся на их балансе. То есть, как правило, те же бюджетные места.

В мае мы развенчали еще один миф – о том, что в Москве хостелов раз-два и обчелся. На тот период их было 45 на 2300 мест, в подавляющем большинстве они в центре города. С тех пор открылось еще больше десятка. Очередной открывается на Садово-Кудринской улице, в нескольких минутах ходьбы от площади Маяковского.

Вопрос строительства новых отелей – это в первую очередь вопрос поиска новых площадок и зданий под реконструкцию, улучшения инвестиционного климата, над чем сейчас активно работает правительство Москвы.

У нас в комитете находится несколько интересных проектов создания гостиничных сетей эконом-класса, в том числе модульных, быстро возводимых отелей, а также гостиниц с весьма комфортным номерным фондом и минимумом инфраструктуры, хорошо зарекомендовавших себя в Скандинавии. Наш комитет "передает" эти и другие проекты в градостроительный комплекс города, где с инвесторами работает уже Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства. В непосредственной компетенции нашего комитета – стратегия развития гостиничного хозяйства столицы и работа с уже действующими отелями.

Москву часто сравнивают с Санкт-Петербургом – причем, не в пользу столицы. Якобы в столице недостаточно достопримечательностей и это сдерживает поток туристов.

- Питер и раньше был более привлекательным городом в экскурсионном отношении. В последние годы он совершил качественный скачок в процессе своего формирования как туристического направления, отчасти благодаря динамичному развитию морских круизов. Москва, по большому счету, тоже созрела для такой трансформации.

Расширяется первый эшелон объектов показа, в который вошли столичное метро, парковый комплекс музея-заповедника "Коломенское", "Бункер Сталина" на Таганке, появилось множество новых интересных музеев, а существующие обновляют экспозиции. Обновляются экскурсионные программы, событийный ряд. Меняет формат "Широкая Масленица", набирает популярность Фестиваль военно-духовых оркестров "Спасская башня".

В начале сентября мы проводим первый крупный Фестиваль военно-исторических реконструкций, это одна из немногих незанятых пока ниш на мировом событийном рынке. В октябре в городе впервые состоится Фестиваль света. В общем, многое делается для того, чтобы вдохнуть в столичную индустрию гостеприимства новую жизнь. В том числе с точки зрения создания условий, привычных для туристов в других мировых мегаполисах: это современная система ориентирования для туристов в городе, городской туристический Интернет-портал, туристские информационные центры, колл-центр и т.д., вплоть до туалетов.

Каждая из этих задач, казалось бы, немудреная, но, с учетом проведения конкурсных процедур по 94-му Федеральному закону и создания соответствующей нормативной базы, год-другой на это понадобится.

В общем, делается многое, но этого недостаточно. По сути, мы только приступаем к ребрендингу города как туристического центра.

Туризм – сфера многоплановая. И не все в решении поставленных задач может зависеть от Комитета по туризму. Как складывается ваше сотрудничество в рамках правительства Москвы с другими комитетами?

- Мы работаем со многими структурными подразделениями правительства Москвы – с градостроительным и транспортным комплексами, с Департаментами средств массовой информации и рекламы, социальной защиты населения, культуры, образования. Органично выстраиваются отношения с Минспорттуризмом, Ростуризмом, Минрегионом – в общем, со всеми ведомствами, имеющими отношение к туротрасли на городском и федеральном уровне.

Палки в колеса нам пока не ставят. Другое дело, что реализация любого проекта требует длительных процедур согласования, выпуска распорядительных документов. Взять, казалось бы, не самый сложный вопрос – организацию стоянок для туристических автобусов. Двадцать лет автобусы останавливаются в одних и тех же местах, группы туристов высаживают, а водителей штрафуют. Мэр дал четкое указание: вопрос решить. Турбизнес определил места, где надо организовать остановки и парковочные стоянки в первую очередь. Хотели управиться к сезону, Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры вместе с нами взялся за работу, но процесс согласования с различными инстанциями, вопрос разработки и утверждения схем занял несколько месяцев.

А еще предстоит разработка техзаданий балансодержателями, проведение конкурсных процедур, сама разметка и вывешивание знаков… То есть, как ни крути, а если действовать по закону – еще несколько месяцев работы.

У Москвы нет самостоятельной программы развития туризма. Она стала частью большой программы развития индустрии отдыха в столице. Не помешает ли это превращению столицы в крупный центр международного туризма?

- Москва – город большой и сложный. Ставка в первую очередь делается на решение масштабных логистических проблем, которые актуальны не только для приезжих, но и для самих москвичей – комплексной застройки, ЖКХ, паркового хозяйства. Что касается отдачи, то торговля, транспорт, промышленность и финансовый сектор приносят в городскую казну доходов больше, чем туриндустрия. Поэтому нереально ждать, что Правительство Москвы, отложив все, сосредоточится на развитии туризма.

Соответственно и в программе развития отдыха и туризма центр тяжести приходится на развитие городского рекреационного хозяйства, включая парки, обустройство дворов, учреждений культуры, спорта и т.д. При этом тема гостиничного строительства в значительной степени уходит в городскую программу "Жилище".

Денег на развитие собственно туризма, не считая инвестиции, выделяется, может быть, и меньше, чем хотелось бы – на этот год порядка 270 млн рублей. Но, прежде чем претендовать на большее, необходимо обеспечить эффективное использование уже выделенных средств. А это для нашего небольшого комитета, которому придано теперь еще и гостиничное хозяйство и в котором пока не закончилась реорганизация – задача непростая.

Решать ее будем вместе со столичным турбизнесом и гостиничным хозяйством. Опыт работы в Российском союзе туриндустрии и госструктурах на федеральном уровне мне здесь большое подспорье. И, возвращаясь к городским госпрограммам: в общей сложности их 17, и все они прямо или косвенно работают на развитие туризма.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще