Интервью

26.10.2018 12:35

Юлия Рыбакова: «Эффект форума Visit Russia в Ярославле — в том, что наши игроки туриндустрии получат новые идеи»

Автор: Юлия Батырь, Татьяна Емельянова

В Ярославле 24-25 октября прошел VIII Международный туристический форум Visit Russia, организованный при поддержке правительства Ярославской области и Ростуризма. Темой форума 2018 года стал «городской туризм». Директор департамента туризма региона Юлия Рыбакова рассказала корреспонденту портала «Интерфакс Туризм» о целях и задачах форума, а также о том, как в регионе развивают городской туризм и что нового планируют предлагать гостям.

Юлия Рыбакова

Фото: Департамент туризма Ярославской области

- Тема форума в этом году – городской туризм. Почему выбрана именно она?

- Проблематика форума была заточена на то, чтобы наши муниципалитеты, специалисты на местах получили бы широкий спектр рекомендаций и поняли новейшие тренды, куда двигается вообще городской туризм, как он будет развиваться, какие технологии на этом рынке сегодня существуют. Поэтому тема выбрана не случайно. Она и с точки зрения федеральной повестки чрезвычайно интересна, так как городской туризм – один из самых быстрорастущих сегментов сейчас  в России. Если в Европе он начал развиваться лет 30 назад, и мы с вами видим уже результаты, то в России он начал разворачиваться около 5 лет назад. В ближайшие лет 10 это будет очень модная тема.

Ярославль с форумом Visit Russia задал эту повестку, убив сразу двух зайцев. Мы и свои внутренние проблемы решаем, потому что собираем лучшие экспертные силы здесь, которые рассказывают о новинках, о тенденциях. Это очень эффективная технология обучения территорий. Вчера было две дискуссии, которые я успела посетить – зачем городам туристы, и почему туристы едут в города. Я смогла оценить, как изменился рынок в России: доклады экспертов обсуждают рынок туризма в России совершенно на другом уровне.

Нашу отрасль сейчас передали Минэкономразвития. Это значит, что государство теперь к туризму относится как к экономическому инструменту. Когда мы формируем бюджет, я рассказываю коллегам о том, что по экспорту услуг в России туризм находится на втором месте, а на первом – транспорт. То есть мы и здесь попадаем в зону государственных интересов и понимания высокой экономической роли туризма. Вложения в туристическую сферу затрагивает около 43 смежных отраслей, то есть экономический эффект – как волны по экономике территорий. Конечно, городской туризм является экономически очень выгодным плюс дополнительные социальные эффекты, потому что вложения в городской туризм, в среду городов работают не только на туристов – мы вкладываем в ту среду, в которой живут наши горожане. Я не устаю повторять, что если жители полюбят себя и начнут гордиться своими городами, и звать в гости – это будет самое лучшее продвижение в туризме. Мне кажется, что все проекты, которые были развернуты за последний год, они как раз про это.

- Какое значение городской туризм имеет для Ярославской области?

-  Городской туризм является частью нашей общей стратегии развития туризма. На первом этапе мы его заявили основным. И сегодня второй день мы обсуждаем такие технологические вещи, как городское пространство, его переоформление в интересах туристов, редевелопмент промышленных зон наших городов под туристические цели, создание сувениров, управление событиями – это все технологии, которые меняют пространство наших городов, делают их привлекательными для туристов, ну и для жителей в том числе.

Например, в Ростове растет поток туристов-индивидуалов. Они говорят: «мы бы хотели погулять по Ростову, а вечером остаться переночевать, но вечером темно и страшно, хотя днем очень красивый город». Понятно, что делать и куда двигаться. Колоссальные нужны инвестиции в города. Я очень благодарна правительству Ярославской области за возможность этого синергетического эффекта. Потому что когда тебя понимают на уровне правительства, когда мы начинаем складывать все усилия по отношения к разным федеральным ведомствам, Минстрой ли это, Минкультуры, — все это работает на общую ключевую идею. И эффекты будут более высокими. Это правильная реализация стратегии.

В прошлом году мы создали кольцевой маршрут по городам Ярославской области "Ярославия". Сами поездки по нему – тематические. Есть тематическая линейка "Культурный код Ярославии", когда, проехав по этим городам, можно познакомиться с ключевыми смыслообразующими объектами – теми, которые нужно обязательно посетить туристу, приехавшему в первый раз. Есть гастрономический маршрут, когда турист проезжает по объектам, являющимися визитными карточками региона. Есть маршрут "Ретромеханика" – это музеи и объекты, связанные с механизмами, машинами, крупными инженерными решениями. Например, музей гидроэнергетики в Угличе.  Есть тематические маршруты, связанные с именами великих людей, проживавших на территории области.

В целом можно отметить, что турист тянется в известные города – в Ростов, Переславль, Ярославль. Некоторые даже по нескольку раз приезжают, поскольку близко к Москве и выходные можно здесь замечательно провести. В последнее время также возрастает интерес к менее известным городам. Например, к Тутаеву, Рыбинску, который с нашей точки зрения недооценен туристами. Там есть что показать: потрясающие здания в центре, завод Ивана Дурдина, набережная, водонапорная башня. Есть и постсоветское наследие – поселок ГЭС, который интересен ностальгирующим туристам как «погружение в СССР».

- На пресс-конференции накануне открытия форума вы говорили о том, что на Visit Russia будет представлен туристический бренд региона «Ярославия – среднерусская Гардарика». Расскажите подробнее об этом проекте. Насколько бренд «Гардарика» стал узнаваемым за год?

- Среднерусская Гардарика — это конгломерат древних городов, расположенных в 50-80 км друг от друга. Сюда относятся Гаврилов-Ям, Данилов, Любим, Мышкин, Переславль-Залесский, Пошехонье, Ростов Великий, Рыбинск, Тутаев, Углич, Ярославль и затопленная Молога. Год, наверное, не так много для создания бренда. Но сегодня на обсуждении этой темы один из экспертов отметил, что Ярославская область – единственный регион в ЦФО, которому удалось сформировать свое лицо. И это явно заметно на туристском рынке. Нас стали приглашать на разные конференции, чтобы мы поделились опытом. Ивановская, Костромская области вышли на разработчиков нашего бренда с просьбой сделать им также, как в Ярославской области. Все понимают, что одинаковым продуктом туристов не затащить.

В партнерстве с несколькими компаниями мы делаем путеводитель «Изи Трэвел» по городам «Гардарики». Хороший продукт, который облегчит пребывание туристов на маршруте. Замеры по бренду, по его узнаваемости мы сможем сделать через год.

- В этом году форум Visit Russia проходит уже в восьмой раз. Помогает ли он развитию туризма в регионе? Если да, то как?

- Я вижу эффект в том, что наши игроки туриндустрии получат новые идеи, консультации по своим проектам. Сегодня, например, приезжают консультанты Минстроя по проектам общественных пространств. Надеюсь, что наши муниципалитеты обсудят с ними свои заявки на конкурс Минстроя на следующий год.

Также мы сконцентрировались здесь на подписании различных соглашений. На нас сейчас активно выходят федеральные структуры. У нас недостаточно развит социальный туризм в регионе. И мы подписали на форуме несколько соглашений, посвященных собственно этой теме, в части молодежного туризма, в части создания волонтерских центров и взаимодействия в вузами. Плюс мы подписали два соглашения с крупными туроператорами – TUI Россия и "Музенидис Трэвел" – по увеличению туристического потока иностранных туристов в Ярославскую область. И одно соглашение, тоже связанное с продвижением – с национальным  федеральным предприятием Visit Russia, с ним мы будем продвигать Ярославскую область на иностранных рынках.

- Сколько туристов побывало в Ярославской области в этом году и какие у вас прогнозы на следующий?

- За первые девять месяцев года нас посетили 3 миллиона 240 тысяч туристов. Конечно, сейчас предстоит низкий сезон, и большого роста он не даст, но мы надеемся сохранить динамику роста турпотока на 7% точно по итогам года. Если все наши усилия не пройдут даром, то, возможно, дотянем и до 10%. В любом случае, по нашему плану рост должен составлять 5%, так что мы даже чуть-чуть превышаем его.

Лето, правда, получилось тяжелым, так как турпоток рос до июня, а потом было серьезное падение числа иностранных групп. Во время Чемпионата мира по футболу они не поехали в Россию из-за высоких цен на авиабилеты. То, что Ярославль за счет туристов-индивидуалов компенсировал этот спад и не ушел в минус, -  заслуга туриндустрии, которая отработала очень активно. И мы стараемся и готовимся к следующему году в расчете на постэффект чемпионата. Как правило, он проявляется высоким интересом туристов.

- Какие туристы чаще едут в Ярославль: организованные или индивидуальные? Насколько заранее они планируют поездки?

- Структура потока у нас поменялась: примерно 60% приезжающих – индивидуалы, которые принимают короткие решения. Эту же статистику мы видим по музеям. Организованных туристов становится чуть меньше. В основном активно едут Москва и Московская область, Санкт-Петербург, соседние регионы – Костромская, Владимирская, Вологодская, Нижегородская, Ленинградская области. Достаточно неплохой поток идет из зарубежья в организованном сегменте. Все-таки Золотое Кольцо еще продолжает работать, и иностранцы едут через этот канал. В структуре организованных туристов иностранцы занимают около 10%. Пока у нас поток в основном российский.

- А какая доля у детского отдыха?

- Мы не выделяем их в процентном соотношении, у нас нет бюджетных средств на такие подробные исследования. Но в связи с тем, что в этом году вступило в силу новое законодательство, у нас есть сложности с детскими группами, потому что очень большой пакет документов нужен для организации туров. Думаю, что по итогам этого года правительство будет смягчать эти правила, пошли первые совещания, первые оценки, ну и туриндустрия все-таки привыкнет к новым условиям. Плюс мы сейчас очень активно пытаемся осуществлять межведомственное взаимодействие, а детский туризм у нас по законодательству относится к полномочиям Министерства образования. В этом смысле мы только можем подруливать и координировать с ними усилия, потому что это в основном бюджетные деньги.

- Событийный туризм – один из популярных способов привлечения туристов. Вы работаете в этом направлении?

- У нас существует уже пул известных событий, 10 из которых входят в национальный календарь событий. Уже сегодня фестиваль «Пир на Волге» принимает 55 тыс. человек, фестиваль «Доброфест» — 18 тыс., «Страна Ямщика» – 12 тыс. То есть это уже самостоятельный сегмент туризма. Если говорить о перспективах, в этом году были запущены несколько новых интересных событий. Только что закончился конкурс грантов на поддержку событий в низкий туристический сезон. 12 проектов выиграли, и они будут реализованы в осенне-зимний период до Нового года, что, мы уверены, повлияет на рост турпотока. Среди них – «День открытых дверей Ярославской большой мануфактуры», «Новогодние потехи купцов Чистовых», праздник «Некрасовская Русь», фестиваль «Картофельфест», фестиваль «Пошехонская старина» и другие. Это новые события, которые инициируют муниципалитеты, и они являются стимулирующими для туристов особенно в низкий сезон.