Интервью 17 октября 2018 г. 12:54

Олег Сафонов: "Уход с рынка отдельных участников – это, в общем-то, нормальное явление"

Олег Сафонов: "Уход с рынка отдельных участников – это, в общем-то, нормальное явление"
Сафонов. Фото: Ростуризм

Летний сезон 2018 года оказался противоречивым для туристической отрасли. Успех Чемпионата мира по футболу повысил интерес к России у зарубежных туристов и привел к росту турпотока. На рынке выездного туризма летний сезон ознаменовался громкими уходами крупных компаний, ущерб туристам и турагентствам исчисляется миллионами рублей. Глава Ростуризма Олег Сафонов в интервью порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал о своем отношении к ситуации на туроператорском рынке, будущем "Электронной путевки" и итогах ЧМ-2018 для туризма.

Сафонов
Сафонов. Фото: Ростуризм

- На рынке выездного туризма в этом году сложилась сложная ситуация. Уже около десятка туроператоров остановили деятельности. Многие из них – это компании с известными брендами и большим стажем работы. Почему это происходит? 

- Никакой особенной ситуации в этом году на рынке нет. В целом туроператорский сегмент работает стабильно, оказывает высококачественные услуги. С учетом того, что в Едином федеральном реестре туроператоров на сегодняшний день содержатся сведения о более чем 4,5 тысячах туроператорских компаний, из которых более 600 являются членами ассоциации "Турпомощь" и работают в сегменте выездного туризма, дефицита предложений в части турпоездок как по России, так и за рубеж в нашей стране нет и не будет.

Уход с рынка отдельных участников – это, в общем-то, нормальное явление. Туроператорский бизнес – высокорисковый. Компании должны самостоятельно выстраивать маркетинговую политику, прогнозировать рыночную конъюнктуру и принимать эффективные бизнес-решения, чтобы зарабатывать деньги. Мы видим, что ряд компаний в этом сезоне допустили серьезные просчеты, неверно оценив тренды рынка. Они приняли на себя слишком много обязательств перед туристами и оказались не в состоянии их выполнять. И, как следствие, были вынуждены прекратить туроператорскую деятельность. В условиях рыночной экономики такое, к сожалению, случается. Вместе с тем, хочу подчеркнуть, что в России  очень много действительно хорошо работающих, проверенных временем туроператоров.

- За последние годы были внесены многочисленные изменения в закон о туристской деятельности, направленные на повышение защищенности туристов в случае банкротств туроператоров. Однако, в ситуации с "Натали Турс" большинство клиентов, видимо, не смогут получить свои деньги. Считаете ли вы эту ситуацию уникальной или она может повториться?

- То, что закон о туристской деятельности постоянно совершенствуется в целях повышения защищенности туристов, – это очень важно для отрасли и для потребителей. С каждым разом в законе остается все меньше "лазеек", которыми могут воспользоваться недобросовестные участники рынка в ущерб туристам и, что называется, выйти "сухими из воды". Вместе с тем, важнейшей задачей является повышение прозрачности российского туристского рынка, внедрение инструмента, который позволит своевременно выявлять и пресекать противозаконные действия. Таким инструментом должна стать "Электронная путевка".

- "Электронная путевка" заработала в тестовом режима 1 января 2018 года. На какой стадии сейчас находится ее доработка?

- Решением президента России Владимира Путина оператором единой информационной системы "Электронная путевка" определено АО "Национальные туристические технологии" (дочернее предприятие АО "Концерн Радиоэлектронные технологии" (КРЭТ), входящего в состав госкорпорации "Ростех"). В настоящее время завершается процедура согласования нормативно-правовых актов, необходимых для реализации этого решения. Надеюсь, уже в следующем году система будет запущена в промышленную эксплуатацию и будет законодательно закреплена обязательность ее использования всеми участниками рынка.

- Как она повысит защищенность туристов?

- "Электронная путевка" обеспечит дополнительную защиту туристов от недобросовестных действий туроператоров посредством контроля целевого использования денежных средств, поступающих от приобретения гражданами туристических услуг, и детализацию информации о движении денежных средств. Речь идет о транспортных услугах (авиа-, ж/д, автобусные билеты), трансферах от аэропорта, ж/д или автовокзала до гостиницы и обратно, гостиничных услугах, страховых полисах, дополнительных услугах, заказанных туристом (оформление визы, экскурсионное обслуживание, услуги переводчика, тренера и т.д.).

Кроме того, работа ИС "Электронная путевка" будет способствовать повышению эффективности туристских чартерных перевозок, поскольку система открывает для авиационных властей возможность соотносить объемы обязательств, взятых на себя авиакомпаниями, с их реальными провозными возможностями.

- В 2018 году в России с большим успехом прошел Чемпионат мира по футболу. Насколько важным это событие стало для развития туризма в России?

- Наследием ЧМ-2018 стали современные аэропорты и ж/д вокзалы в городах-организаторах мирового футбольного первенства (характерный пример – построенный "с нуля" аэропорт "Платов" в Ростовской области), высококачественные гостиницы (первые пятизвездочные отели в Калининграде, Нижнем Новгороде и Саранске были построены именно к Чемпионату, прежде коллективных средств размещения такой категории в этих городах не было), конкурентоспособный информационный контент для популяризации России как туристского направления, в частности, разработанные Ростуризмом путеводители на иностранных языках, новый формат продвижения гастротуристических возможностей Российской Федерации – мобильные гастрономические фестивали на базе современных фудтраков (серия таких мероприятий под названием WORLD FOODBALL CUP "Гастрономическая карта России" впервые прошла в период проведения Чемпионату мира по футболу FIFA 2018 в рамках культурной программы турнира и собрала порядка 80 тыс. гостей), и многое другое.

- Для гостей чемпионата в городах проведения матча разрабатывались специальные туристические маршруты. Пользуются ли они спросом сегодня?

- Я считаю, что это очень важная часть "постчемпионатского" наследия. Ростуризм участвовал в разработке этих маршрутов, и после завершения турнира они продолжают пользоваться высоким спросом у россиян и гостей страны. Этому способствовал выработанный по результатам анализа успешных практик удобный и привлекательный для туристов формат и эффективное продвижение в интернете на базе конкурентоспособного контента.

Всего к ЧМ-2018 было подготовлено более 100 туристских маршрутов по регионам проведения матчей.

При их формировании учитывались интересы, потребности, финансовые и временные ресурсы разных категорий туристов, связывались воедино такие аспекты, как размещение, питание, транспортные, туристские, экскурсионные и информационные услуги, различные варианты развлечений и т.п.

Маршруты размещены в удобном доступе на Национальном туристическом портале Russia.Travel, который является мультиязычным информационным ресурсом – первоисточником самых полных и актуальных сведений о возможностях отдыха и путешествий в России.

Кроме того, разработанные Ростуризмом совместно с регионами пешеходные маршруты по российским городам, в которых проходили матчи мирового футбольного первенства, размещены в картографическом мобильном приложении MAPS.ME. Маршруты представлены на русском, английском, испанском, немецком, французском, итальянском и португальском языках и доступны для более чем 90 млн пользователей MAPS.ME по всему миру.

Я считаю, что удачный опыт, полученный в рамках подготовки и проведения ЧМ-2018, должен быть тиражирован. В каждом субъекте Российской Федерации должны появиться туристские маршруты в формате, который был использован в регионах проведения Чемпионата, доказал свою эффективность и востребованность туристами. 

- Во время Чемпионата мира по футболу число поездок обычных туристов по России было ниже, чем в тот же период прошлого года. По отзывам туроператоров, их отпугнули более высокие, чем обычно цены, возможные проблемы с безопасностью и другие факторы. Вырос ли турпоток после ЧМ, видите ли вы эффект отложенного спроса?

- Суммарное количество туристов и болельщиков, посетивших в период проведения матчей города-организаторы футбольного первенства, составило порядка 6,8 млн человек, среди которых более 3,4 млн – иностранцы. Общее количество туристов выросло на 40% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Въездной турпоток в период ЧМ-2018 увеличился в этих городах более чем на 50%.

Если говорить в целом по лету, то предварительные итоги показывают, что внутренние туристские потоки в нашей стране выросли на 25,8%, въездные – примерно на 10%.

- Можно ли ждать в ближайшие месяцы и годы роста иностранного турпотока в РФ? Насколько заметным будет эффект введения безвизового режима для владельцев FAN ID до конца года?

- Мы уже наблюдаем рост. По данным, представленным субъектами Российской Федерации, в большинстве регионов зафиксировано увеличение числа иностранных туристов по отношению к прошлогодним показателям. И есть основания полагать, что существенный вклад в формирование позитивной динамики въездного турпотока внесло решение по продлению срока безвизового въезда по FAN ID в нашу страну. Анализ мировых социальных медиа показывает, что только за 15-16 июля, когда в СМИ распространилась информация о том, что Владимир Путин поручил продлить безвизовый въезд в страну для иностранцев по паспортам болельщиков до конца года, на соответствующую тему вышло более 5 тыс. публикаций зарубежных интернет-пользователей, причем практически все они были позитивными. Количество сообщений о турпоездках в Россию за указанные два дня выросло на 52%, доля позитивных публикаций – более чем в два раза.

Мы видим, что зарубежное сообщество положительно отреагировало на  продление срока безвизового посещения Российской Федерации по FAN ID, и интерес к поездкам в нашу страну высокий. Точные цифры по году, конечно, прогнозировать сложно, поскольку они зависят от множества факторов. Но, думаю, что въездной турпоток 2018 года превысит прошлогодний показатель процентов на десять.

Я хочу подчеркнуть, что в целом проведение Чемпионата по футболу позволило привлечь благожелательное внимание зарубежной общественности к России как месту отдыха и путешествий. Во время соревнований количество упоминаний нашей страны в мировых социальных медиа выросло в три раза, причем в общем массиве значительно превалировали публикации позитивной тональности, чего раньше не наблюдалось. Количество постов о Российской Федерации как туристском направлении также кратно возросло, и практически все они положительные.

Все это говорит о том, что проведение мирового футбольного первенства способствовало разрушению навязанных мифов и ложных стереотипов о российской действительности, помогло открыть Россию для зарубежной аудитории как интересное во всех отношениях, современное и гостеприимное государство. Мы получили ценный имиджевый ресурс, который должен быть эффективно использован для наращивания въездного турпотока и увеличения экспорта туристских услуг в соответствии с поручением президента.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще