Интервью 6 апреля 2010 г. 13:17

"Райзебюро Вельт": "Создание Конгрессного бюро значительно повысило бы шансы России на проведение интересных международных мероприятий"

"Райзебюро Вельт": "Создание Конгрессного бюро значительно повысило бы шансы России на проведение интересных международных мероприятий"
бизнес. Фото: Pixabay.com

Среди городов, принимающих крупные мероприятия, Москва занимает 103-е место. Эта неутешительная цифра прозвучала на первой конференции, посвященной развитию конгрессной деятельности в Москве. Между тем, в Москве и ряде крупных городов России есть компании, успешно организующие крупные мероприятия разного формата. О конгрессном бизнесе мы беседуем с исполнительным директором столичной компании "Райзебюро Вельт" Ларисой Зазулиной.

"Райзебюро Вельт": "Создание Конгрессного бюро значительно повысило бы шансы России на проведение интересных международных мероприятий"

Лариса, на конференции практически все говорили о том, что занять достойное место на конгрессном рынке возможно только при активной поддержке власти. Что вы думаете по этому поводу?

- Поддержка власти должна заключаться в создании благоприятного политического климата, в поддержании интереса к стране, в продвижение ее, как удобного и интересного места для проведения мероприятий. Интерес к России начал заметно расти с начала 2000-х, и именно с этого периода наша компания начала проводить достаточно много крупных мероприятий, в том числе уникальных. Среди них, например, конференция Всемирной Ассоциации детективов или ежегодная Международная Еврейская Конвенция в Москве.

Инициатива проведения конгресса в России исходит от самих ассоциаций, которые имеют намерение провести свое мероприятие именно в нашей стране. В последние годы доля ассоциаций уменьшилась в пользу корпоративных компаний, доля которых увеличилась значительно. Хотя, по оценкам экспертов международных ассоциаций, объединяющих организаторов мероприятий, потенциал и у России, и у Москвы, и у Санкт Петербурга огромный.

Цифры говорят, что 2700 ассоциаций вообще ни разу не проводили в России форумов с представительством более 500 человек. 260 ассоциаций проводили свои мероприятия в России, но только 60 из них - после 2000 года. 50 ассоциаций проводили свои мероприятия в России, но не в Москве. И это притом, что во многих ассоциациях принято каждый раз выбирать новое направление.

По мнению международных экспертов, Москва не использует в полной мере свои возможности и не получает сполна свою долю рынка. Но не секрет, чтобы реализовать потенциал, надо этим просто заниматься.

При этом польза для страны и развития туризма была бы очевидная и многосторонняя. Во-первых, конгрессный туризм гораздо выгоднее развлекательного туризма. При этом сразу снимается разговор о "конкуренции" с Турцией и Египтом по массовым направлениям.

Во-вторых, всегда помимо работы на мероприятиях участники и сопровождающие лица посещают культурные достопримечательности и выезжают в постконгрессные туры по историческим местам.

Наконец, именно представители крупных корпоративных компаний, члены серьезных ассоциаций, профессора и учащиеся университетов, прибывая в Россию и получив хорошее обслуживание, создают о ней благоприятный имидж за рубежом и добровольно привлекают в страну новые мероприятия и дополнительных туристов.

Вы сказали, что в свое время ассоциации сами хотели проводить свои мероприятия в России. А как вообще происходит выбор места для какого-либо мероприятия? От кого исходит инициатива?

- Как правило, авторитетные члены отраслевых ассоциаций лоббируют проведение форума в своей стране и в своем городе. Решение принимает руководство ассоциации после рассмотрения всех вариантов по множеству пунктов. Это и наличие гостиниц и конгрессных площадок, транспортная доступность, безопасность и многое другое. Затем тот член ассоциации, в чьей стране решено провести мероприятие, обращается к компании-организатору. Кроме того, мероприятие, в зависимости от уровня, всегда поддерживает локальная или федеральная власть. С правительством контактирует представитель локальной ассоциации.

На конференции часто упоминали тот факт, что всего 12 российских компаний состоят в международных конгрессных ассоциациях. То есть нас как потенциальное направление конгрессного туризма просто не знают. Из ваших же слов следует, что для российского оператора не столь и актуально "светиться" на международном рынке. Важнее активно заявлять о себе в России, чтобы российский представитель международной ассоциации обратился именно к вам.

- Так и есть. Мы состояли несколько лет в одной из конгрессных ассоциаций. Членство достаточно дорогостоящее, но оно абсолютно не является гарантией того, что организаторы мероприятия выберут Россию и нашу компанию. Мы просто присутствовали в базах и каталогах. Если в отраслевой ассоциации нет членов от России, то у России практически нет шансов принять мероприятие этой ассоциации.

Однако мы являемся членами Американской торгово-промышленной палаты, японской туристической JATA, американской ассоциации турагенств ASTA, российских отраслевых ассоциаций РСТ и АТОР. Это приемлемое по деньгам и при этом достаточно эффективное членство. Японские заказчики, например, всегда учитывают членство в местной ассоциации при выборе организатора мероприятий.

Другое дело, если бы в России или в Москве было создано конгрессное бюро. Мировая практика такова, что в ассоциациях состоят именно конгрессные бюро, и они же участвуют в выставках. Конгрессные бюро продвигают город в качестве места для проведения мероприятий, представляют отели, выставочные и конгрессные площадки, достопримечательности и все прочие возможности.

На презентацию, которая обязательно происходит при поддержке власти, приглашаются потенциальные заказчики. А в качестве организаторов мероприятий конгрессные бюро предлагают операторов и агентства, входящих в качестве равноправных членов в конгрессное бюро. Такое бюро значительно повысило бы шансы России на получение интересных мероприятий.

Мое мнение, что изначально конгрессное бюро должно представлять федеральный уровень, задачей которого являлось бы продвижение России в целом как направления. Далее, структура могла бы делиться по городам и объединять несколько регионов, один, два или сразу несколько городов (Москва, Санкт Петербург, Казань, Екатеринбург).

Вы часто упоминаете ассоциации. Они и есть основные заказчики крупных деловых мероприятий?

- Ассоциации и отраслевые сообщества - это очень мощный потенциал. Многие проводят свои форумы ежегодно. Есть еще научные тематические мероприятия. И в последнее время многократно выросла доля отраслевых корпораций. Хотя в кризис именно корпорации первыми сократили свои бюджеты. Вместе с тем многие объединения поняли, что стоит воспользоваться привлекательными ценами особенно в сетевых отелях и именно сейчас провести мероприятие.

На конференции много говорили об отсутствии в России и в Москве современных конгрессных площадок, без которых говорить о развитии конгрессной деятельности невозможно. На каких площадках вы организуете мероприятия?

- Как правило, это сетевые отели уровня 4* и 5*, во всех есть большие залы-трансформеры. В Москве и нескольких крупных городах есть и строятся новые хорошие площадки для организации мероприятий до тысячи человек. А вот для более масштабных форумов площадок нет. И это - серьезная проблема.

По данным международных экспертов, ряд стран, в том числе африканских, а также Южная Корея, Индия, Малайзия, Вьетнам до недавних пор даже не помышлявшие о конгрессной деятельности, несколько лет назад совершили настоящий прорыв и обошли Россию, построив площадки на тысячи человек. Это государственные инвестиции - государство вложило средства с целью привлечь в страну конгрессы. Новые площадки участвуют в конгрессных выставках и привлекают организаторов, потому что у них всегда есть интерес к новым направлениям.

Как сильно влияет на выбор организаторов дороговизна транспортных расходов и размещения в России и Москве?

- К сожалению сейчас, зачастую даже российские объединения проводят свои мероприятия за рубежом, потому что даже с перелетом получается дешевле. К тому же страны и города, делающие ставку на конгрессную деятельность, делают максимум для привлечения мероприятий. Некоторые фактически "работают" на них.

В России же все пока по-другому. Если в Москве в сетевых отелях бюджет мероприятия рассматривают в целом, то в регионах такой подход часто не работает. Там собственно гостиница, расположенные в ней же ресторан и конференц-зал - выступают как самостоятельные структуры, которые не могут между собой договориться и стараются "выжать" заказчика по максимуму.

К сожалению, мы столкнулись с таким подходом в Сочи несколько лет назад в ноябре, и пришлось проводить крупное мероприятие в Москве, так как бюджет для заказчика оказался более выгоден. Возможно, после строительства новых гостиничных площадей к Олимпиаде 2014 года ситуация измениться и Сочи станет не только спортивным, но и конгрессным центром?!

Много ли компаний занимаются в России организацией мероприятий?

- Довольно много. Кто-то позиционируют себя как агентства, есть среди них крупные. Они организуют мероприятия, покупая услуги у разных поставщиков. Мы – многопрофильный туроператор. Помимо конгрессного бизнеса мы занимаемся деловым туризмом для российских и иностранных бизнесменов, а также культурным и познавательным туризмом для иностранных граждан, прибывающих в Россию с целью отдыха.

Беседовала Любовь Ямутова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще