В России доля доходов, полученных от въездного туризма, ничтожно мала. О том, что мешает развитию российской туротрасли и как привлечь к нам иностранных гостей, мы беседуем с заместителем руководителя Федерального агентства по туризму РФ, курирующим международные вопросы, Александром Радьковым.

- Россиян выезжает за рубеж втрое больше, чем приезжает иностранных туристов в нашу страну, имеющую колоссальные туристические ресурсы. Как вы это прокомментируете?

- Это не может не расстраивать. В прошлом году было зарегистрировано более 21,3 млн. пересечений границы иностранными гражданами, из которых лишь каждое 10-е – с туристическими целями. Причем, число иностранных туристов снизилось по сравнению с 2008 годом на 8%.

Меньше приехало туристов из Франции (на 9%), Японии (на 12%), Голландии (на 10%), Италии (на 21%), Испании (на 10%), Польши (на 20%), Китая (на 9%). В то же время поток немецких туристов, основных по числу прибытий, остался на уровне 2008 года. А число британских туристов, так же как и финских, даже увеличилось — на 6%.

Резко выросло (на 42%) число туристов из Израиля.. Это объясняется отменой визового режима между нашими странами и тем, что в стране из 7 млн. более 1 млн. — выходцы из бывшего СССР, то есть по сути наши бывшие соотечественники, периодически ностальгирующие по своей родине.

- Почему, на ваш взгляд, иностранные турпотоки так резко снизились практически изо всех стран, а выросли лишь из Финляндии и Великобритании?

- Финляндия — наш сосед. Финнам выгодно и совсем просто добираться до Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Поток британских туристов вырос отчасти из-за активного продвижения туристских возможностей России в Великобритании. Однако общий поток граждан Великобритании в Россию упал на 13%, в том числе со служебными целями – на 23%.

Потоки же из других стран резко упали из-за кризиса, визовых проблем, неполной информированности потенциальных путешественников о туристических возможностях нашей страны, а порою и из-за необъективной информации о России в целом, негативный имидж которой формируется некоторыми недобросовестными СМИ за рубежом.

- Значит ли это, что страна пока слабо рекламирует свои возможности на международном рынке? Есть ли у нас представительства за рубежом? В России другие страны делают это с помощью своих представительств по туризму, только в Москве их не менее 40. Даже крохотный Султанат Оман решил открыть свое представительство по туризму, чтобы привлекать российских туристов.

- Мы рекламируем туристические возможности России на основных направляющих европейских и азиатских рынках путем проведения рекламных кампаний в СМИ: в газетах, журналах, на телевидении, посредством проведения различных презентаций на базе российских загранучреждений, издания на иностранных языках рекламно-информационных имиджевых материалов о туризме в России, используя возможности наружной рекламы и т.д..

Ежегодно Ростуризм организует единый национальный стенд на 18 наиболее значимых выставках, проходящих в Лондоне, Мадриде, Берлине. То есть в странах-донорах, откуда и направляются к нам основные иностранные туристические потоки. Выбор выставки определяется перспективностью в туристическом плане того или иного государства.

Но в то же время нам очень важно участвовать в выставках, проходящих в странах, где имеется большое число потенциальных туристов. Именно поэтому впервые в нынешнем году (в январе) мы принимали участие в туристической выставке в Израиле. В июне мы также впервые планируем организовать российский стенд на выставке в Иране, граждане которого очень активно в последнее время стали путешествовать по разным государствам.

Рассматриваем возможность участия в выставках на Ближнем Востоке, например, в ОАЭ и Саудовской Аравии, граждане которой также активные туристы по всему миру, тратящие много денег. Например, Посольство Швейцарии в Саудовской Аравии выдало в прошлом году саудитам более 90 тысяч въездных виз, а наше генконсульство в Джидде — лишь 350.

В мае этого года мы впервые будем участвовать в туристической выставке на Кубе в качестве почетного гостя, имея там целый собственный павильон. Делается это потому, что на кубинскую выставку съезжаются турфирмы из Канады и Латинской Америки, которым и можно будет рассказать о туристических возможностях России. К сожалению, возможности нашего бюджета не позволяют нам охватить все перспективные с точки зрения въездного туризма в Российскую Федерацию страны.

- Каков бюджет страны на продвижение российских туристских возможностей?

- В нынешнем году наш бюджет, выделяемый на рекламу и продвижение России как внутри России, так и за рубежом, составил всего лишь 100 млн. рублей — это на 40% меньше, чем в прошлом году. Не самые богатые европейские страны выделяют на подобные цели по 30-40 млн. евро. В 16 раз больше!

Что же касается наших представительств, то это вообще «больной» вопрос. Россия не имеет сейчас ни в одной стране мира своего представительства по туризму. Во времена СССР таковых было более 40.

На самом деле, чтобы открыть подобного рода структуры за границей, требуются не такие уж огромные средства. Но отдача от них как в политическом, так и в экономическом смысле может быть значительной. Вот почему в то время, когда мы имели такие офисы по туризму за рубежом, чартеры с туристами летели к нам, а не от нас.

В первую очередь, на мой взгляд, такие представительства должны быть открыты в основных странах-донорах: Германии, Великобритании. Франции, Испании, Италии, США, Китае, Финляндии, а также в странах, куда направлен большой туристский поток из России и где поэтому возникает множество проблем с российскими туристами, например в Египте и Турции.

Но мы используем любую возможность для рекламы России за рубежом. В прошлом году по телеканалам Bloomberg и Russia Today прошла соответствующая реклама. В июне в Лионе во Франции пройдут Дни российского туризма. В 2011 году аналогичные мероприятия запланированы в Испании и Италии.

- Иностранцы часто жалуются на визовые проблемы. Многие объясняют свое нежелание посещать Россию из-за волокиты, связанной с получением российской визы, и ее дороговизной.

- Такая проблема есть. Действительно, в некоторых странах срочная виза в Россию порой обходится в $100-150. Делают ее иногда долго, и требуется для этого множество документов.

На мой взгляд, решить проблему можно было бы, открыв соответствующие визовые центры. Первый такой центр Россия открыла в Великобритании, и поток туристов оттуда вырос. Возможно, такие же структуры в ближайшее время будут открыты и в других странах.

Мы готовы к отмене виз для граждан многих стран, и в первую очередь ЕС, но они почему-то не торопятся делать то же самое. Утверждая — на словах! — об упрощении визового режима для россиян или даже полной отмене, на деле они усложняют получение визы.

Особенно это касается стран, которые относительно недавно вступили в ЕС. Они порою выдвигают завышенные требования к набору документов: то к фотографиям, то к анкете, то вводят дополнительные требования к финансовому обеспечению поездки.

Например, Япония. Уже в ближайшей перспективе грядут визовые послабления для России, но только для предпринимателей, студентов и творческих работников.

При этом эти послабления, по инициативе японской стороны, не коснулись такой категории граждан, как «туристы». Хотя между Россией и Японией, на мой взгляд, было бы перспективным вообще установить безвизовый режим для организованных туристов по аналогии с тем, какой действует, например, с Китаем, когда граждане двух стран могут пересекать границу без визы в составе организованной группы.

И все-таки я надеюсь, что через пару лет россияне смогут посещать многие страны и, в первую очередь, ЕС, без визы. Планируется, что соответствующее соглашение об отмене визового режима будет подписано в ближайшей перспективе с Турцией.

Во всех проблемных вопросах у нас тесное сотрудничество и взаимопонимание с российским МИДом, с которым Ростуризм создал Совет по туризму для более плодотворной работы по продвижению российского туризма за рубежом, обеспечению законных интересов и прав наших граждан во время их заграничных путешествий, а также на визовом направлении.