Интервью 10 ноября 2009 г. 15:10

"Райзебюро Вельт": "В Россию туристы приезжают со стереотипами, а уезжают – с впечатлениями"

"Райзебюро Вельт": "В Россию туристы приезжают со стереотипами, а уезжают – с впечатлениями"
Россия. Фото: Pixabay.com

"Райзебюро Вельт": "В Россию туристы приезжают со стереотипами, а уезжают – с впечатлениями"

Согласно официальной статистике, число иностранных туристов, приезжающих в Россию в последние года неуклонно снижается. Правда, последние данные показали, что, несмотря на кризис, падение въездного потока в нашу страну оказалось не столь драматическим, как можно было ожидать. А это говорит о том, что наша страна интересна туристам. О тонкостях приема иностранных туристов, в том числе и деловых, о перспективах России как въездного рынка мы беседуем с исполнительным директором компании "Райзебюро Вельт" Ларисой Зазулиной.

Компания "Райзебюро Вельт" прочно ассоциируется с деловым туризмом – организацией конференций, симпозиумов. Почему вы выбрали именно этот сегмент туристического рынка?

Никто, собственно, не выбирал - так сложилось исторически. Компания вышла на рынок в 1993 году, в период бурных политических и экономических преобразований в нашей стране, когда началось активное движение иностранных гостей и бизнесменов – в Россию, а россиян – за рубеж. С тех пор мы работаем на этом стыке интересов – принимаем специалистов и туристов, предоставляем им полный цикл сервиса - гостиницы, транспорт, экскурсионную программу, продаем железнодорожные и авиабилеты, оказываем визовую поддержку иностранным гражданам.

Одновременно компания является профессиональным организатором проведения конференций, конгрессов и иных профессионально-деловых и культурных международных или межрегиональных событий, проводимых в Москве, Санкт-Петербурге и других городах РФ.

Спад в деловом и конгрессном туризме отмечают во всех странах, особенно в таких, как например, Германия, где индустрия MICE высоко развита. Каким для вас оказался прошедший год?

Сказать, что он был простым, нельзя. Однако все это время мы не сидели сложа руки, а активно действовали, а сейчас, когда дела явно идут на поправку и в мировой экономике, и в деловом международном туризме, мы просто перестали говорить о кризисе. Во-первых, и сам кризис, и разговоры о нем всем надоели – да, ситуация изменилась, она далеко не та, что год назад, но люди и компании к новым реалиям адаптировались, научились в них жить и работать. Так зачем постоянно оглядываться, надо идти вперед.

Ну, а если отбросить эмоции, то конечно, за эти 15 лет компанией накоплен огромный опыт, мы хорошо известны в деловом мире, являемся членами международных и российских ассоциаций, российской и американской торговых промышленных палат. Кроме того, компания – одна из очень немногих в России - сертифицирована на соответствие требованиям международного стандарта ISO 9001:2008 "Системы менеджмента качества – Требования" с начала 2006 года. Все это – тот запас, который позволил нам нормально пережить суровые времена.

По нашим оценкам, на "кризисной" волне въезд в Россию иностранных гостей, в том числе деловой публики и участников различных крупных мероприятий, упал в 2009 году на 20-25%. Снизилось количество участников мероприятий в сегменте MICE, соответственно, сократился и бюджет. К тому же, в России многие иностранные компании закрыли свои филиалы, следовательно, упал и деловой поток.

Как ни странно, это дало нам возможность немного передохнуть и вплотную заняться оптимизацией своего бизнеса.

В прошлые годы у нас, как и у многих компаний по въездному туризму, производство постоянно расширялось – соответственно, росли заказы, особенно деловые, рос штат сотрудников, росли их зарплаты, росли цены на гостиницы в Москве и других городах, одновременно рос и дефицит мест в них.

За этот год благодаря проектам по автоматизации производства и внедрению антикризисных программ нам удалось почти на 40% уменьшить свои производственные издержки.

Мы, например, благодаря этой "передышке", разработали на основе нашей информационно-аналитической программы комплексную систему "Личный кабинет". Это своего рода Интернет-магазин туристических услуг по въездному туризму. В этой системе наши клиенты (турагенты и туроператоры), принимающие иностранных и российских гостей, могут бронировать услуги, вести расчет своей скидки или комиссии, вносить изменения в свой заказ, оперативно получать информацию и документы по заказам и т.д. Так же довели до совершенства свою систему он-лайн бронирования, предоставив нашим клиентам действительно реальный инструмент получения подтверждения заказа в режиме реального времени!

Сотрудникам партнерских компаний это дает огромную экономию времени и денег на телефонные переговоры. Кроме того, все отчеты агента можно формировать в программе в автоматическом режиме. То есть говоря словам американского писателя и гуру по бизнес-консультированию Джона Вон Эйкена, с которым мне посчастливилось лично познакомиться в прошлом году, правильно внедренные Интернет технологии помогают нам не только выйти из кризиса, не сняв последнюю рубашку, но еще и дают преимущества для успешной работы в будущем.

В последнее время в международных СМИ пишут о возобновлении спроса на деловой туризм, на организацию крупных мероприятий. Однако в целом информация носит противоречивый характер. Что вы скажете на эту тему?

На самом деле, некоторая стабилизация положения на рынке деловых мероприятий наметилась еще летом. Самыми тяжелыми были январь, февраль, сейчас спрос восстанавливается, хотя к прежним объемам он вряд ли вернется в ближайшее время. Последние годы мы, например, делали до 20 мероприятий в месяц!

В этом году заказов меньше, но они есть – и это главная новость! Причем, среди них есть действительно интересные, масштабные события, например, Международный конгресс математиков в Санкт-Петербурге в следующем году, который мы помогаем проводить. На него приедут математики действительно почти из всех стран мира.

Сейчас кредиты становятся более доступными за счет снижения ставки рефинансирования и уже банки сами ищут своих заемщиков на будущий год. Следовательно, скоро будет подрастать и спрос на обычные туристические услуги.

Туризм пострадал не так драматически по большому счету: качественный отдых, обучение и здоровье – это то на чем, как оказалось, люди предпочитают не экономить. Мы это ощутили по себе – у нас стало меньше деловых туристов и мероприятий, зато выросло число "простых" туристов. Они охотно едут в Россию.

Удивительно слышать такие слова на фоне распространенных и довольно пессимистичных рассуждений об отсутствии гостиниц в России, низком уровне сервиса и плохом имидже страны.

Здесь, на мой взгляд, надо уметь отделять объективную информацию от лукавой. Во-первых, по опыту проведения нескольких сотен крупных международных мероприятий, симпозиумов могу сказать, что они проходят на уровне, ничем не уступающем подобным мероприятиям в других странах. Особенно сейчас, когда в большинстве крупных городов страны есть отели, полностью соответствующие международным стандартам.

Организаторы симпозиумов, конгрессов, других солидных международных мероприятий стараются для своей очередной встречи выбрать интересное, оригинальное место – и Россия идеально подходит под эти критерии.

Участники мероприятия, как правило, понимают, что увидят здесь нечто особенное, что они больше нигде не встретят. К тому, Россия – сама по себе уже бренд, мы - самая большая страна в мире, которую интересно посетить любому иностранцу. Люди едут не только в Москву и Санкт Петербург, но и в другие крупные города - Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Сочи, в которых помимо инфраструктуры существуют культурная жизнь и историческое прошлое.

Подобные мероприятия в этом смысле – очень удобный вариант, в котором сочетаются и дело, и отдых, путешествия. Очень часто участники конгрессов и встреч берут с собой семьи, друзей. Они едут по традиционным туристическим маршрутам и остаются очень довольны.

Из этого есть один вывод. Когда вы слышите слова о том, что Россия не готова для международных мероприятий такого уровня или что мы – не туристическая страна, не верьте. Да, у нас есть трудности, но и возможности – огромные. К тому же, нельзя забывать, что туристический рынок – это поле острой конкурентной борьбы, и каждая страна жестко отстаивает свои позиции.

Другое дело, что мы не можем и не должны тягаться туристическими возможностями с такими странами массового пляжного отдыха, например, как Египет или Турция. Мы – страна культурного и познавательного туризма, страна уникальных маршрутов. К нам туристы приезжают с массой штампов, стереотипов, а уезжают – с удивительными впечатлениями. И большинство из них, по крайней мере, по нашему опыту, хотят вернуться сюда еще раз.

Я уверена, что туристы поедут, тем более что с гостиницами сейчас на редкость благоприятная ситуация. До июля 2008 года в российских отелях практически невозможно было найти свободные места, сейчас и цены снижены, и места есть. В Санкт-Петербурге, например, всегда можно найти нужное размещение – от гостиницы туркласса до эксклюзивного отеля. В Москве также растет число гостиниц, в том числе, бюджетного уровня. Например, недавно открылся отель сети Ibis почти в центре города. В Санкт-Петербурге прекрасный экономичный вариант предложит сеть отелей Азимут.

Может случиться так, что в более сложных экономических условиях заказчики мероприятий откажутся от услуг таких компаний, как ваша, и будут проводить свои мероприятия сами?

 

Желающие сэкономить есть всегда. Кому-то кажется, что они сами смогут все организовать, провести. Достаточно выйти напрямую на отели, обо всем договориться, и дело сделано. В случае небольшого мероприятия в пределах 10-12 человек, возможно, такой подход и сработает, но провести мероприятие на 100-400 человек – занятие не только трудоемкое, но и финансово затратное. Отказываясь от помощи профессионалов, компании теряют значительные средства.

К тому же наша компания – не посредник, мы – именно организаторы, кураторы мероприятия и ведем его с самого первого момента до последнего.

В первую очередь, мы изучаем цель, которую компания хочет достичь, доверяя нам свое мероприятие, выбираем подходящее место, которое обеспечит комфортное размещение участников, организуем ознакомительные осмотры, составляем смету мероприятия с учетом требований качества и бюджета.

Мы проделываем массу подготовительной работы: ищем подходящие площадки, размещаем участников, готовим культурную программу, обеспечиваем участников транспортом и т.д. Во время мероприятия сотрудники чувствуют себя как музыканты на премьере: работают с полной отдачей, постоянно общаются с участниками, управляют мероприятием, испытывая при этом настоящий драйв, а после хорошо проведенного события получают комплименты, благодарности и даже цветы!

Мы стараемся работать на этом уровне, поэтому основная часть заказчиков приходит в "Райзебюро Вельт" по рекомендации партнеров. То есть заказчики, которые проводили с нашей помощью свои мероприятия, сами предлагают упоминать нас в своих презентациях и рекламных материалах, приходят вновь и рекомендуют компанию своим партнерам.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще