Интервью 17 июня 2009 г. 17:25

Мэр Сочи: "Я хочу развеять мифы о Сочи как дорогом курорте, в котором кипит олимпийская стройка"

Мэр Сочи: "Я хочу развеять мифы о Сочи как дорогом курорте, в котором кипит олимпийская стройка"

Мэр Сочи Анатолий Пахомов намерен превратить город в красивый, комфортный и популярный курорт, ни в чем не уступающий зарубежным. О том, что уже сделано и что предстоит сделать для того, чтобы привлечь в Сочи больше туристов, глава города-курорта рассказал в эксклюзивном интервью порталу "Интерфакс-Туризм".

Мэр Сочи: "Я хочу развеять мифы о Сочи как дорогом курорте, в котором кипит олимпийская стройка"

На презентации Сочи, состоявшеймя недавно в ТПП в Москве, все участники согласились с тем, что необходимо общими усилиями создать единый конкурентоспособный турпродукт. Тогда, правда, все говорили, что это станет возможным, если кто-то пойдет на уступки: операторы смогут ставить чартеры, если возрастет поток туристов, а туристов, соответственно, будет больше, если базы размещения снизят цены. Базы размещения, в свою очередь, готовы были снизить цены, если будут снижены тарифы ЖКХ и т.д.. Кто, по вашему мнению, должен сделать первый шаг, чтобы разорвать этот замкнутый круг?

- Тогда я полагал, что крупные операторы должны «связать» средства размещения и перевозчиков, выкупить места и авиабилеты и создать единый турпродукт. Ведь в этом, собственно, и состоит суть операторской деятельности. Но кризис показал, что операторы работать не могут. Кризис очень сильно по ним ударил, операторы не смогли взять кредиты и из-за нехватки средств, не выкупили места в санаториях и гостиницах. Поэтому мы заказали разработку программы, которая позволит напрямую бронировать места в сочинских отелях, санаториях, пансионатах и частных домах через Интернет. Надеюсь, она заработает с 15 июля. Тем более, что необходимость перехода к другим, более современным формам продаж, подтверждает и анализ деятельности курортных регионов мира.

- Но ведь в хорошие времена, когда у операторов были средства, они фактически кредитовали средства размещения, позволяя тем подготовиться к сезону. К тому же на мероприятии в ТПП и перевозчики обещали разработать экономичные тарифы, чтобы россияне могли добраться до Сочи.

- Операторы как работали, так и будут работать. Но только на них мы надеяться не можем. Просто к их усилиям мы добавим прямые продажи. Что касается перевозки, то действительно, авиакомпании пообещали снизить тарифы, но никто, за исключением авиакомпании SkyExpress, своих обещаний не выполнил, аргументируя это тем, что перевозка в Сочи по доступным тарифам невыгодна.

Более того, сейчас возникла другая проблема - нехватка бортов, потому что крупные компании «Аэрофлот» и «Сибирь» поставили свои самолеты на Турцию. Эту проблему на прошлой неделе мы обсуждали в Минспорта при участии представителя Минтранса. Руководитель департамента Минспорта Надежда Назина пообещала привлечь ФАС и ОБЭП для того, чтобы разобраться, почему при снижении стоимости авиатоплива невозможно сделать доступной перевозку в Сочи.

Очень важно, что удалось вовлечь в решение проблемы руководство Минспорта, ведь это их задача - координировать усилия по созданию единого доступного турпродукта.

А РЖД - молодцы. Они не только не повысили цены, но даже снизили их на проезд в плацкартных вагонах. Не только сохранили 40 поездов в сутки, но и увеличили состав до 22 вагонов. Так что к РЖД у нас вопросов нет, а с авиакомпаниями мы продолжим обсуждение.

- Руководители всех объектов размещения говорят о том, что снизить цены им не позволяют постоянно растущие тарифы ЖКХ и земельные налоги. Возможно ли уменьшение коммунальных тарифов и земельных налогов?

- К настоящему времени многие здравницы снизили цены на 10-15%, и это максимум того, что они могут. Цены в Сочи и так невысоки. Проблема в том, что многие россияне судят о Сочи по «дорогому» центру. Но там находится лишь малая часть отелей и здравниц. Основная масса средств размещения представлена в Сочи санаториями и пансионатами уровня 2-3*. В этом году сутки с питанием и лечением стоят там 1500-1800 рублей, что равно $35-40. Согласитесь, ни в одной стране мира полного комплекса услуг за такие деньги получить невозможно.

Что касается снижения некоторых местных налогов и тарифов ЖКХ, то мы себе позволить этого не можем. Туризм - стержень экономики города, от него поступает основной доход в бюджет. К тому же Сочи является дотируемым городом. В бюджет поступает 5,8 млрд. руб., а тратим мы 11 млрд. В силу объективных причин город не может быть самоокупаемым, он растянут по побережью на 160 км и уходит в горы, есть много труднодоступных районов.

Край нас дотирует, и мы не можем снижать поступления в бюджет. Нас просто не поймут. Но мы продолжаем работать над снижением цен, ввели практику собираться раз в неделю с руководителями всех объектов размещения, анализировать ситуацию и искать варианты для ее корректировки. В этот понедельник такое совещание прошло в Адлере.

- Что, по вашему мнению, самое главное в деле привлечения туристов: более низкие цены, развитие инфраструктура развлечений, масштабная рекламная компания или что-то еще?

- Вы правильно расставили акценты. Самое главное - доступная цена. Очень важно, что снижение стоимости отдыха в Сочи зависит не только от стоимости путевок. Мы открыли рынки для местных производителей продуктов питания, и тем самым удешевили их и услуги общепита. Я нашел причину, по которой товаропроизводитель не везет свою продукцию на рынок и не торгует сам и нашел способ регулирования. Это - товарная интервенция. Раньше товаропроизводитель должен был платить абсолютно за все, а это хлопотно и дорого. Поэтому всю свою продукцию производитель сдавал перекупщикам.

В этом году впервые в Сочи будут работать ярмарки привоза. Места для товаропроизводителей - бесплатны. Необходимые анализы продукции оплачиваются из муниципального бюджета, мы даже готовы оплатить производителям проживание в гостинице. Единственное условие - «краснодарские», а не «московские» цены. С точки зрения рыночной экономики, это неправильно, но это верный метод регулирования рынка.

В ближайшее время будут налажены прямые поставки продуктов питания местных производителей в санатории и гостиницы. В городе строится первый гипермаркет, в планах -привлечение еще нескольких торговый сетей, что также «собьет» цены. Что касается инженерной инфраструктуры, то полностью ушли в прошлое отключения электричества и воды. Теперь это – ЧП, и неполадки устраняются в речение двух часов. В городе круглосуточно работает оперативная служба, которая в любое время дня и ночи ставит меня в известность о происходящем в городе.

Мы практически избавили город от пробок. Движение сейчас интенсивное, но пробок нет. Полк ДПС регулирует движение с тем, чтобы поток двигался. В Сочи определено место для 70 стоянок такси, стоянки вдоль обочин дорог запрещают соответствующие знаки, и за этим следят сотрудники ДПС. За каждым районом я закрепил своего заместителя, а за каждой улицей - сотрудника районной администрации. Их обязанность следить за тем, чтобы на его территории был порядок.

Со дня на день мы ждем прибытия волонтеров - 300 студентов из Новосибирска, которые будут поддерживать чистоту на вверенных им участках наряду с коммунальными службами.

Для привлечения отдыхающих очень важна гарантия безопасности. Нами предприняты очень серьезные меры. Город разбит на маршруты, которые патрулируют удвоенные наряды милиции. Кроме того, создано муниципальное предприятие «Безопасный город»: 20 операторов, бывших оперативных работников, каждый по пяти мониторам следят за обстановкой в городе и в случае необходимости связываются с патрулем. Это первая в России подобного рода система организации безопасности в городе. Чтобы познакомиться с ней, на этой неделе в Сочи приезжал министр внутренних дел. Так что всем гостям и жителям Сочи я гарантирую стопроцентную безопасность.

- Одно время реклама Сочи шла по телевидению, в Москве было много рекламных щитов, приглашающих на курорты Краснодарского края. Какова сейчас концепция продвижения Сочи?

- Сейчас мы даем рекламу на канале НТВ в блоке новостей, а также работаем со всеми СМИ. Каждый свой приезд в Москву на совещание или по делу я использую для проведения пресс-конференции или интервью, чтобы развеять мифы о Сочи, как дорогом курорте, в котором кипит олимпийская стройка.

Юрий Лужков организовал презентацию Сочи в нескольких префектурах города, предоставил нам возможность на очень хороших условиях разместить рекламу курорта на ста баннерах, в 113 столичных районных газетах и на канале ТВЦ. Мы побывали с презентациями в 17 регионах России.

Наконец, в ближайшее время во всех магазинах «Магнит», а потом и в других сетевых торговых центрах каждому покупателю на кассе будет вручаться открытка с видом Сочи и приглашением от меня лично отдохнуть на самом лучшем курорте. Я уверен, что наши усилия принесут плоды. Кроме того, люди к нам приезжают и видят, что город стал другим: мы высадили огромное количество цветов, восстановили фонтаны, в день 100-летия Сочи открыли восстановленные терренкур и набережную реки Сочи. Город стал красивым, чистым и безопасным.

Беседовала Любовь Ямутова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще