Интервью 2 июля 2018 г. 15:11

"Турпомощь": "Крах Polar Tour – еще один повод для туристов внимательнее относиться к планированию поездки"

"Турпомощь": "Крах Polar Tour – еще один повод для туристов внимательнее относиться к планированию поездки"
о.Скиатос, Греция. Фото: Интерфакс

Банкротство Polar Tour оказалось более значимым событием для туристического рынка, чем можно было ожидать – пострадали тысячи туристов. И становится всё очевиднее, что им стоит внимательнее относиться к планированию отдыха, тем более что создан ряд государственных инструментов, способных минимизировать возможные риски. О крахе турагента-посредника и о том, как туристам выбирать надежные агентства, в интервью порталу "Интерфакс-Туризм" рассказал заместитель директора Ассоциации "Турпомощь" Сергей Голов.

Голов
Голов. Фото: "Турпомощь"

- Расскажите подробнее о ситуации с Polar Tour. Почему турагенты сотрудничали с ним?

- Банкротство Polar Tour – самое крупное событие, которое произошло в туристическом бизнесе за последнее время. На рынке всегда присутствует некий "туристический фальсификат": фальсифицируется не только турпродукт, но и участники рынка. В данном случае с Polar так и случилось: два года назад он был исключен из федерального реестра туроператоров и из членов Ассоциации "Турпомощь" за систематические нарушения. После этого Polar Tour, уже не будучи туроператором, выполнял его функции – и многие турагентства об этом знали, но бронировали через него туры, потому что это было на $10-20 дешевле. Всего с Polar работали 200-300 турагентов.

Маржинальность турагентств сегодня на уровне 2-3%, и они цепляются за каждую возможность свою маржу увеличить. Для примера: турагент продает тур за $1000 и получает $70 дохода. При сотрудничестве с Polar Tour они получали $100. Но это черные, а значит рискованные схемы, и все это понимают. Несознательных турагентов сейчас стало меньше – хотя они есть и будут, пока не заработает электронная путевка. Буквально 17 мая Владимир Путин дал соответствующее поручение – так что система будет работать, и в ближайшее время может стать обязательной.

- Что туристы выиграют от введения электронной путевки (ЭП)?

- Когда произошел крах нескольких туроператоров в 2014 году, "Турпомощь" сутками собирала списки пострадавших, их было порядка 65 тысяч. Невозможно было сразу узнать, в каких отелях, регионах и странах они находились, поскольку прекратившие деятельность туроператоры эту информацию не распространяли. ЭП обеспечит учет туристов, все данные будут в системе. И сама система не будет закрытой для туристов.

- Как туристам избежать проблем при организации отдыха?

- Обычно туристы не хотят связываться с проверками турагентств и туроператоров перед покупкой путевки. Они приходят на сайт "Турпомощи" после того, как беда уже случилась. На телефон нашей "горячей линии" звонят люди, которые перечислили на частные банковские карты по 100-200 тысяч рублей за тур, но путевок не получили. Вернуть деньги, потраченные через онлайн-агрегаторы, практически невозможно.

Я призываю туристов уделить внимание своей безопасности. Придите лично в турагентство, убедитесь, что оно есть. Спросите, сколько оно работает – год-два, или же открылось месяц назад. Узнайте его ИНН и проверьте по реестру турагентств на сайте "Турпомощи" – есть ли оно там, с какими туроператорами сотрудничает. Только после этого можно спокойно отдавать свои деньги. С этого момента вы защищены законом, и туроператор отвечает за ваш отдых. А туроператор застрахован на десятки и сотни миллионов рублей.

- А если турист не находит турагентство в реестре?

- Есть турагентства, которые не присутствуют в реестре, но они тоже нормальные и работают законно. У их представителей стоит поинтересоваться, почему их там нет. Степень риска при обращении в эти агентства увеличивается. Большинство туристов, которые пострадали в ситуации с Polar Tour, своих денег либо не получат – и будут судиться с турагентствами, либо турагент заплатит за них второй раз, поскольку официально эти деньги к туроператору не попадали. Чек из платежного терминала – это не документ.

- Как получилось, что компании, подобные Polar Tour, существуют на рынке? Насколько это законно?

- Polar Tour работала с туроператорами как обычное турагентство. Туроператоры получали заявки и деньги, для них не имеет значения, от кого они. Задуматься должны были агентства, которые бронировались через Polar Tour – они в итоге и пострадали. Сейчас есть агенты, которые квартиры продают, чтобы рассчитаться со своими туристами, потому что любой суд докажет их вину и еще заставит выплатить моральный ущерб. Шансов выиграть суд против клиентов у турагентств в данном случае практически нет.

На днях на площадке "Турпомощи" прошел вебинар, посвященный теме банкротства посредников и его последствий для всех участников рынка. Основатель компании "Юридическое агентство Персона Грата" Георгий Мохов затронул вопросы рисков и правовых оснований субагентских схем продаж. Вебинар можно посмотреть на YouTube-канале "Турпомощи".

- Как вы считаете, возможны ли в этом сезоне новые банкротства туроператоров?

- Сейчас очередной страховщик лишился лицензии, и многие туроператоры не успели перестраховаться. Боюсь, что будет череда проблем. (Речь идет о компании "Инвесстрах" - ИФ).

- Какой сейчас совокупный размер фондов "Турпомощи"?

- Более 1 млрд рублей. Туроператоры ежегодно отчисляют в него деньги, это обязательное условие. Тем не менее, когда фонд персональной ответственности дорастет до 7%, то туроператор по его заявлению освобождается от страхования – то есть он может не покупать страховку на 50 млн рублей. А это, между прочим, стоит порядка 1 млн рублей в год.

- И в заключение, ситуация с Polar Tour как-то сказалась на туротрасли?

- Она в первую очередь оказала влияние на туристов. Подобные события способны испортить отдых тем, кто ждал его и планировал весь год. Сегодня туристы пытаются самостоятельно организовывать свой отдых без учета важных юридических аспектов – и выходят из-под защиты государства из-за недостаточной степени ответственности в подходе к организации собственной турпоездки. А всего-то надо было 5 минут потратить на проверку турагентства, прежде чем в него обращаться. Моя основная рекомендация: приобретайте пакетные туры и главное – у надежных туроператоров, степень "прозрачности" которых можно проверить по реестру на сайте "Турпомощи".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще