- Г-н Озкан, в целом статистика радует. А как обстоят дела с турпотоком из России? Некоторые эксперты заявили, будто потоки в Турцию упали, в том числе и из нашей страны?

- Совершенно неправильное, ничем не подкрепленное, мнение. Кризис начал проявляться в большинстве стран, в том числе и в России, с осени прошлого года. А летний сезон, когда в основном и посещают мою страну иностранные туристы, прошел неплохо. Нами зафиксирован прирост числа прибытий практически по всем странам.

По числу прибытий в прошлом году лидирует Германия — более 4, 4 млн (на 6,4% больше, чем в 2007 году). На втором месте Россия с результатом в почти 2,88 млн. прибытий (на 17% больше). На третьем месте — Великобритания с результатом в 2,17 млн. прибытий (на 13% больше). Между прочим, самые высокие темпы прироста по турпотокам зафиксированы из Узбекистана (более чем на 60%) и Беларуси (на 43,5%).

К сожалению, кризис все-таки затронул наши основные туррынка: в январе произошло падение турпотока из России (по сравнению с январем 2008 года) и Германии. А поток из Великобритании вырос — из-за роста курса фунта стерлинга по отношению к доллару британским туристам стало выгодно отдыхать в Турции.

- Как Вы думаете, каковы будут итоги нынешнего, по всей видимости, очень непростого года?

- Мне трудно сказать что-то определенное, но к тому, что к нам приедет меньше российских туристов, мы готовы.

Наша стратегическая задача – по возможности удержать российский турпоток на уровне прошлого года. С этой целью разработана и уже начала осуществляться на территории России новая рекламная кампания, проходящая под несколькими рекламными слоганами, названия которых говорят сами за себя: «Турция — сердце отдыха», «Турция — сердце истории» и «Турция — сердце культур». Реклама, в основном, будет осуществляться на телевидении, «наружным» образом, в Интернете и на некоторых наиболее популярных российских радиостанциях. На это выделяются серьезные средства, возможно, даже большие, чем в прошлом году.

Кроме того, мы активно будем участвовать во всех крупных международных туристических выставках в России. Рекламировать Турцию мы будем и несколько необычными способами. К примеру, в рамках выставки MITT-2009 пройдет представление Хадисе, нашей популярнейшей певицы, которой доверено право представлять Турцию на конкурсе Евровидение в мае в Москве.

- А планируют ли, по вашей информации, турецкие отели снижать цены, чтобы привлечь туристов?

-Вы правы: конечно же, в первую очередь «заманить» туристов можно ценой. И в первую очередь на путевки. Очень важно, чтобы турецкие отели снизили цены на свои услуги. Работа в этом направлении ведется и имеются положительные подвижки.

Более того: у нас на уровне правительства обсуждаются вопросы взаиморасчетов между Турцией и Россией только в национальных валютах. В том числе и в туризме. Думаю, очень выгодно было бы зафиксировать на период кризиса курс турецкой лиры и российского рубля, чтобы не зависеть ни от американского доллара, ни от евро. В этом случае российские туроператоры могли бы платить турецким отелям в рублях по определенному зафиксированному курсу. Но процесс принятия такого решения — очень долгий, и, скорее всего, такое решение будет принято не в нынешнем году.

- Что же в таком случае делать простым россиянам, которые хотят отдыхать в Турции?

- Умерить свои аппетиты: если раньше отдых происходил все больше на базе отелей 5*, то теперь можно неплохо отдохнуть и в отелях более низких категорий. Ведь море и солнце от этого не станут хуже, как и турецкое гостеприимство и кухня.

Я уверен, что россияне, несмотря на кризис, падение уровня доходов, будут отдыхать на морских турецких курортах, посещать Стамбул с экскурсиями и по делам бизнеса, кататься на наших горнолыжных курортах.

Более того: я убежден, что часть россиян переориентируются с некоторых европейских стран, также предлагающих пляжный отдых, на Турцию — из-за слишком высокого курса евро по отношению к рублю. Кроме того, не стоит забывать, что по-прежнему для въезда в Турцию виза туристам не нужна, в отличие от ряда европейских государств, и улететь в Анталию или Бодрум, Стамбул или Даламан можно буквально «в последнюю минуту».

- Будете ли поддерживать российских туроператоров, предлагающих туры в Турцию?

- Конечно. Мы частично возмещали и будем возмещать их расходы, связанные с рекламой и продвижением туристических возможностей Турецкой Республики. Но и они в свою очередь должны «умерить свои аппетиты», правильно планируя свои чартерные программы, дабы избежать переизбытка перевозки. Ведь это ведет к полупустым самолетам и демпингу, который выгоден только туристам, но не туроператорам и владельцам отелей.

Повторюсь: я глубоко убежден, что россияне массово будут в нынешнем году посещать Турцию, где их всегда ждут как самых желанных гостей.

Беседовал Федор Юрин