Серпухов – один из старейших городов Подмосковья. Здесь есть все возможности для развития экскурсионного, паломнического, оздоровительного и спортивного туризма. Однако, как сказал "Интерфакс-Туризму" Глава города Серпухова Павел Жданов, понимание того, как правильно развивать туризм во благо города и его жителей, пришло властям не сразу. Об том и пойдет речь в нашем интервью.

Вы не раз говорили, что туризм может и должен стать главным источником дохода в городе. Насколько это реально и что вы делаете для достижения этой цели?

- У нашего города есть несколько неоспоримых преимуществ, которые делают его привлекательным для туристов. Во-первых, он хорошо сохранился, и наши памятники архитектуры законно считаются самыми красивыми в южном Подмосковье. В Серпухове можно увидеть не только древние соборы и храмы, например, кафедральный собор Николы Белого, Всехсвятский храм Высоцкого монастыря, но и великолепные памятники дворянской культуры. Во-вторых, мы находимся не далеко от Москвы и у нас хорошо развита транспортная система, что для туризма – первостепенно.

У нас принята целевая программа "Сохранение объектов культурного наследия в Московской области на 2006-2008 годы", согласно которой в городе ведется реконструкция памятников истории: Троицкого собора, церквей Троицы на Посаде и Покрова пресвятой Богородицы.

Эффективно работает городская программа "Комплексное туристско-рекреационное развитие Серпухова на 2008-2010 годы", благодаря которой у нас в скором времени появится система туристских зон и маршрутов.

Наша основная задача – развитие Серпухова как культурного и туристского центра Южного Подмосковья. И мы ее постепенно решаем. Безусловно, не только своими силами. Например, активно взаимодействуем с Комитетом по туризму Московской области.

Недавнее, официальное, открытие гостиницы "Русь", которое состоялось в рамках форума "Подмосковье. Отдых и туризм" — еще раз подтверждает правильность выбранного нами направления. Это – действительно знаковое событие для Серпухова, завершение еще одного 7-летнего цикла, который помог нам подойти к теме развития туризма более конструктивно.

Что включал в себя этот цикл?

- Начиная с осени 2000 года, мы уделяли пристальное внимание теме развития туризма. Нам было очевидно, что в городе для этого есть мощный потенциал. Но как привлечь туристов в Серпухов? Мы пытались выстроить политику в этой сфере, опираясь на паломнический туризм. Тесно общались с туристическими фирмами, пытались их объединить, совместно выработать некий общий городской турпродукт. Но, скажу вам честно, результат был невелик.

Сейчас, анализируя некоторые моменты, я понимаю, что сам посыл был неверен. Не надо объединять турфирмы. Во-первых, они – конкуренты, и им очень трудно совмещать свои бизнес-интересы. Во-вторых, это вообще не задача власти. Наше дело – создать условия для того, чтобы в городе было не только комфортно жить, но и приезжать сюда, отдыхать здесь. А дальше турбизнес сам знает, что делать. Если будут созданы соответствующие условия, турфирмы смогут и создать достойный продукт, и продать его.

Чтобы двигаться в правильном направлении, учитывать интересы и турбизнеса, и города, мы создали Координационный Совет по туризму в рамках городской администрации.

Для себя и нашей дальнейшей работе по развитию туризма мы сформулировали лозунг: "Серпухов – город для жизни и отдыха. Город, в котором хорошо живется самим горожанам, а также, куда хотят приехать москвичи из своего шумного, перенаселенного города".

И мы начали методично делать его таким: убирать улицы, открывать кафе, чистить реку, очищать воздух, заботиться о внешнем виде памятников архитектуры, привлекать гостей различными мероприятиями – фестивалями, спортивными праздниками. И люди поехали… Малый бизнес увидел перспективу и потенциальных клиентов.

Было лишь одно но…Туристов мы расселяли не в Серпухове, а в Протвино, так как своей гостиницы у нас не было. И если несколько лет назад мы искали, но не могли найти деньги на строительство гостиницы, в этот раз сам бизнес предложил инвестировать средства. Власть же взяла на себя самое трудное – создала условия для строительства, обосновала и отстояла необходимость строительства. Так появилась наша первая гостиница. А недавно в рамках Форума "Подмосковье. Отдых и туризм" мы открыли уже пятую гостиницу.

Кто основные гости города?

- К нам едут и туристы, и предприниматели, и школьники, как из Москвы, так и из соседних областей. Но, главное, что в этом секторе есть перспектива роста.

Вот, например, мы заметили, что в субботу наш театр бывает всегда полон. Причем, как оказалось, во многом за счет театралов из Калуги, Рязани. Вот на этом и надо делать турпродукт и постараться, чтобы эти люди задержались в городе, посмотрели его достопримечательности, отдохнули у нас. И, конечно, приехали еще раз.

Большие перспективы я, как глава города, вижу в создании и развитии совместных с соседними районами туристических и культурных проектов. Надеюсь, что сработает проект Протвино, и уже в этом году мы сможем организовать программы посещения этого научного центра. Здесь есть совершенно уникальные разработки, не нашедшие «воплощения в жизнь», но достойные внимания, способные заинтересовать туристов. Планируем, в ближайшем будущем, сделать возможным посещение научного центра Пущинского заповедника.

Мы организуем и будем организовывать в дальнейшем совместные, спортивные праздники с "соседями". Например, на юбилей города Серпухова (в 2009 году нам исполняется 670 лет) хотим объединиться с несколькими близлежащими областями и провести сплав по Оке.

Возможно, одного желания для столь масштабной и затратной деятельности, как туризм, мало. Какие средства выделяет вам областной бюджет?

- В данной области не надо ждать бюджетных денег. Они, кстати, редко вообще находятся для туризма. Я считаю, что у нас в Серпухове два основных инвестора – это налогоплательщики, которые здесь живут, исправно платят налоги в казну и заинтересованы в развитии своего города, а также малый и средний бизнес, который также делает ставку на свой родной город. Сейчас в Серпухове помимо градообразующей "оборонки" работает 770 малых предприятий, где трудятся более 7,5 тыс. человек. Как следствие, уровень безработицы у нас в два раза ниже, чем в целом по Московской области.

Все это не мешает нам развивать деловые отношения с другими заинтересованными инвесторами. Например, в Серпухове представлены 6 промышленных предприятий с участием иностранного капитала. За последние 4 года инвестиции в их развитие составили более 3,5 млрд рублей. Активную позицию занимает московский застройщик – СУ-155.

Большую помощь оказывает Комитет по туризму Правительства Московской области, где мы находим понимание и поддержку.

Все изменения и достижения в области туризма происходят благодаря тому, что сегодня воплощается в жизнь План стратегического развития города Серпухова до 2015 года. Этим основополагающим документом для городской администрации определено, что Серпухов будет развиваться как город — музей, центр русской духовной культуры.