Интервью 4 июля 2008 г. 18:47

Евгений Писаревский: "Страховщик должен принимать заявления от туристов, пострадавших от "Детур"

Евгений Писаревский: "Страховщик должен принимать заявления от туристов, пострадавших от "Детур"

Ситуацию со страховой ответственностью туроператора "Детур" перед клиентами в связи с недавним банкротством его материнской, турецко-австрийской компании Vasco, мы попросили прокомментировать Евгения Писаревского, руководителя правового управления Федерального агентства по туризму (Ростуризм), который является также одним из авторов закона о введении финансовых гарантий туроператорской деятельности, вступившего в силу.

Некоторые эксперты считают, что суммы фингарантии "Детур" в размере 10 млн рублей, или примерно $400 тыс. может не хватить для выплат компенсаций всем пострадавшим туристам. Так ли это?

Могу сказать, что подсчет ведется этими экспертами совершенно некорректно. Во-первых, большинство обязательств туристов, которые возвращаются в Россию уже оплачено - либо самой комапнией "Детур", либо туроператорами-партнерами "Детура", которые вывозили туристов из Турции в Россию.

Во-вторых, по многим турам должна возмещаться не полная стоимость услуг, а лишь их часть, поскольку большая часть услуг уже была туристам оказана. В-третьих, к страховому покрытию "Детура" в размере 10 млн. рублей, должны также добавиться страховые или банковские гарантии других туроператоров, которые приобретали у "Детур" наземное обслуживание в Турции или полные турпакеты, перепродавая их своим клиентам.

Соответственно, туристы вправе предъявлять свои требованию не только к страховщику (гаранту) компании "Детур", но и страховщикам (гарантам) тех туроператоров с которым они заключали договор о реализации туристского продукта.

Клиенты "Детура" уже начали подавать заявления в правоохранительные органы. Если в отношении руководства компании будет возбуждено уголовное дело, смогут ли пострадавшие клиенты туроператора вообще рассчитывать на компенсации?

Гражданско-правовой механизм финобеспечения будет действовать вне зависимости от возбуждения уголовного дела, как это было, например, в случае с туркомпанией "Алеа".

В соответствии со статьей 17.6 Закона о туристской деятельности, а также стандартными Правилами страхования ответственности туроператоров, утвержденными в апреле 2007 года Всероссийским союзом страховщиков, применение мер административного или уголовного преследования в отношении руководства компании "Детур" не может служить основанием для отказа в выплате туристам страхового возмещения. Замечу, позиция страховщика – компании "Росно", озвученная в прессе, такая же.

Кроме того, в соответствии с указанными правовыми актами. Все заявления туристов подлежат рассмотрению и на каждое заявление должен быть подготовлен мотивированный ответ.

Давайте вернемся на год-два назад, когда принимался обновленный Федеральный закон "Об основах туристской деятельности", который ввел в практику туризма понятие финансовой гарантии. Сейчас некоторые общественные организации, а также эксперты поднимают тему дифференцированного подхода к финансовым гарантиям для туроператоров. Почему при подготовке законопроекта данное предложение не было учтено? Тогда "Детуру" с его объемами потребовалось бы гораздо большее покрытие, а значит, проблем с выплатами было меньше.

Если внимательно посмотреть на текст Закона о туристской деятельности, то дифференциация там присутствует. Так в главе VII.1 в статье 17.2 сказано: "Размер финансового обеспечения определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и не может быть менее 10 миллионов рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма".

 

Заметим, верхний порог не ограничен и в реестре туроператоров уже имеется ряд социально-ответственных компаний, которые застраховали свою ответственности на большую сумму - 20 млн. рублей.

Определение размера гарантии в зависимости от оборота, действительно, имеет место на западном рынке, где туристический бизнес на 100% прозрачен. Но и там всегда устанавливается некий минимум, например, в Испании эта сумма равна российской - около $420 тысяч. У наших ближайших соседей, например, у Украины, минимальный ее размер для международного туризма в 12 раз меньше и составляет всего 20 тысяч евро.

Кроме того, возникает вопрос, кто будет контролировать в этом случае оборот фирмы: сама фирма, банки, страховщики, аудиторы, налоговые органы или органы управления туризмом? Не секрет, что ряд компаний, с одной стороны - декларируют большое количество отправленных туристов, с другой стороны - существенно занижают свои доходы в официальной отчетности. Поэтому, любому здравомыслящему человеку понятно, если фингарантию сделать зависимой от оборота, то в этом случае у многих компаний ее размер составит сумму меньшую, чем сейчас предусмотрено даже для внутреннего туризма (500 000 рублей). Поэтому, туристы будут беззащитны перед такими компаниями.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще