Владимир Игоревич, как Вы оцениваете результаты первого года работы отрасли в условиях действия нового Закона? Стал ли российский туристический рынок более цивилизованным?

Эффективность норм обновленного закона "Об основах туристской деятельности" признали на самом высоком государственном уровне. Год назад мы говорили, что в случае успешной реализации механизма финансового обеспечения в туризме этот опыт может быть распространен на другие сферы предпринимательской деятельности.

15 мая 2008 года Президент России издал Указ № 797 @О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности".

В пункте 1 данного документа поручается Правительству России в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов, предусматривающих преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности и замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий. Все это уже реализовано в сфере туризма – мы имеем Единый федеральный реестр туроператоров и институт финансового обеспечения для основных участников рынка — туроператоров.

Главное, что можно сказать по итогам прошедшего года, — Закон работает. Страховые компании исправно платят в самых различных случаях: от фактического исчезновения туроператоров до вариантов, связанных с финансовой неустойчивостью, несостоятельностью турфирм. Причем, эффективность закона характеризуется не только количеством выплат по договорам страхования или банковским гарантиям, а, прежде всего, существенным ростом случаев досудебного урегулирования материальных споров между туроператорами (турагентами) и туристами, который мы наблюдаем в последнее время.

Это – принципиальный итог, ведь главная цель фингарантий – обеспечить добросовестное исполнение туроператорами своих обязательств перед туристами, повысить качество обслуживания и в то же время защитить туристов от системной проблемы – неплатежеспособности туроператора. Каждый турист отныне в состоянии самостоятельно проверить легитимность деятельности туроператора, получив подробную информацию о нем на официальном сайте Федерального агентства по туризму.

Фингарантии позволяют также более эффективно бороться с незаконной туристской деятельностью, а также различного рода недобросовестными предпринимателями, в отношении которых возбуждаются административные и уголовные дела. В этой работе, а также в целях обеспечения безопасности туристов и улучшения качества их обслуживания Ростуризм тесно сотрудничает с МВД России, Роспотребнадзором и его территориальными органами.

Можно ли привести наиболее яркие примеры?

Например, руководитель одной из компаний, специализировавшейся на организации детского отдыха в Турции, привлечен в уголовной ответственности по ст. 171 Уголовного кодекса России за осуществление туроператорской деятельности без внесения сведений о нем в единый федеральный реестр туроператоров.

Как показала практика, некоторые положения Закона нуждаются в доработке, например, в части регулирования отношений туроператоров и турагентств. Что Федеральное Агентство по туризму планирует откорректировать в первую очередь, какие поправки ожидаются в ближайшем будущем и перспективе?

Ростуризм считает, что говорить о какой-либо корректировке Закона по указанным вопросам еще рано в связи с недостаточностью правоприменительной и, прежде всего, судебной практики. Что касается взаимоотношений туроператоров и турагентов, то недавнее решение Высшего Арбитражного Суда России, принятое в русле нового закона, как раз и вносит уточнение в вопросы разграничения ответственности туроператоров и турагентов. Данное решение, безусловно, будет учитываться туроператорами и турагентами при заключении ими договоров как между собой, так и с туристами.

Ростуризм также подготовил концепцию законопроекта, основной идеей которой является закрепление полномочий по ведению учета туристических компаний, имеющих право оформлять подтверждения о приеме иностранных туристов в Российской Федерации. Реализация данных полномочий будет осуществляться в рамках функции Ростуризма по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров, что позволит упростить процедуру получения референс-номеров туроператорами.

Одновременно законопроект усиливает юридическую ответственность организаций, занимающихся "торговлей" приглашениями на въезд в Россию иностранных туристов. Законопроект устанавливает, что "лжетуроператоры" будут исключаться из реестра в случае однократного грубого или систематического нарушения ими соответствующих норм законодательства о туристской деятельности, законодательства в области миграционного учета, а также законодательства, регулирующего вопросы въезда и пребывания в Российской Федерации иностранных граждан. Факты нарушений должны будут подтверждаться судебными решениями.

Законопроект уже согласован с МИД России, ФСБ, ФМС, Минфином России. Получено положительное заключение Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ. После рассмотрения в Минэкономразвития законопроект будет передан правительству, а в случае его одобрения – в Государственную Думу.

Как менялось в течение года после принятия закона число туроператоров, включенных в Единый реестр? Уменьшится ли этот список после повышения размера финансовых гарантий после 1 июня 2008 года?

На 1 июня 2007 года в реестре было 1333 туроператора. Сейчас их порядка четырех с половиной тысяч, из которых более трех тысяч занимаются международным туризмом. Столь значительное число участников рынка свидетельствует о том, что вопреки мнению оппонентов закона, рынок был готов к введению этой меры и отреагировал адекватно.

По нашим прогнозам, на 1 июля 2008 года в реестре останется около четырех тысяч туроператоров. Часть действующих туроператоров не продлили финансовое обеспечение на новый срок в связи с переходом на турагентскую деятельность либо нецелесообразностью иметь в реестре несколько туроператоров, работающих под одним "брендом"», а также по другим причинам. Сумма финансового обеспечения для туроператоров, занимающихся международным туризмом, теперь составляет 10 млн рублей, а не 5 млн, как в прошлом году. Для операторов, работающих на рынке внутреннего туризма, сумма обеспечения осталась прежней – 500 тыс. рублей.