Интервью 26 февраля 2008 г. 18:31

Сергей Зенкин, президент компании "Роза ветров": "Мы научились рисковать и выигрывать"

Сергей Зенкин, президент компании "Роза ветров": "Мы научились рисковать и выигрывать"
Россия, церковь. Фото: Pixabay.com

"Розе ветров", старейшей частной туристической компании России, в этом году исполнится 20 лет…

Сергей Зенкин, президент компании "Роза ветров": "Мы научились рисковать и выигрывать"

Возраст, по меркам российского турбизнеса, почти преклонный, как нельзя подходящий для воспоминаний. Но к нашему юбиляру это точно не относится. У компании просто нет времени оглядываться назад. О том, что помогает «Розе ветров» оставаться стабильной и постоянно развиваться под напором всех стихий туристического рынка, корреспонденту «Интерфакс-Туризм» рассказал ее президент Сергей Зенкин.

Сергей Николаевич, вы создали компанию собственными руками, с нуля. Сейчас «Роза ветров» - это успешный, состоявшийся бренд. Компания крепко стоит на ногах. Вас уважают партнеры и клиенты. Вы можете себе позволить почивать на лаврах?

Время не позволит мне это сделать. Туристический рынок переживает очень ответственный период. Наш бизнес меняется стремительно, процессы его консолидации нарастают. Необходимо соответствовать этому мощному потоку: или движешься с его скоростью, или тебя снесет на обочину.

Судя по происходящим в отрасли процессам, рентабельность среднего и малого бизнеса будет и дальше снижаться при том, что туризм вообще отрасль низкорентабельная. В этой ситуации выход для нас, как средней фирмы, может быть только один: расти, развивая и расширяя, по мере возможностей, свое присутствие на массовых направлениях и, одновременно, специализироваться на отдельных видах отдыха, занимая свою нишу.

Насколько я знаю, «Роза ветров» начинала с организации туризма и отдыха в России…

Действительно, в первые два года своего существования фирма, занимаясь исключительно внутренним туризмом, обслужила более 50 тыс. клиентов, став самой крупной частной туристической кампанией Москвы и России. На зарубежный рынок мы вышли в 1991 году и работали очень успешно, лидируя на нескольких направлениях.

Однако, когда в 1998 году в стране грянул финансовый кризис, именно Россия стала нашей главной опорой. У нас были наработанные позиции в Сочи, Анапе. У знакомых директоров гостиниц и санаториев удалось тогда получить нужные цены и квоты. В итоге, когда многие фирмы не рассматривали Россию как массовое направление, мы в 2001 году в разы увеличили свои продажи по Черноморскому побережью (Россия, Крым, Абхазия) и сохранили за собой значительную часть объемов по основным нашим зарубежным направлениям.

Одними из первых на рынке мы стали предлагать туристам на российских курортах стандартизированные пакеты услуг, сделав акцент на оздоровительный и лечебный туризм.

Вы активно занимались российскими гостиницами. В частности, "Роза ветров" первой на рынке стала сотрудничать с частными мини-отелями на черноморских курортах. И так как агентства тогда не очень хотели и умели продавать такой отдых, вы даже взяли часть отелей в управление, консультировали владельцев и вместе с учеными Российской Академии наук и попытались внедрить в ряде мини-отелей собственную систему стандартизации услуг. Не думаете ли вы плотнее заняться гостиницами по примеру некоторых коллег по цеху?

Пока точно нет. Мы считаем, что вкладываться надо в наш основной бизнес: в технологии, повышение профессионального уровня сотрудников, обучение, развитие розничной сети.

Особый акцент мы делаем на развитие сети агентств "Роза ветров", которая сейчас отделена от операторского бизнеса, и со временем, я думаю, станет серьезной опорой всей компании. Ведь это – устойчивые точки продаж. Только в феврале этого года в нашу сеть вступило еще 9 агентств. До конца года у "Розы ветров" их будет 80, а в следующем году по плану - 200.

Другими словами, в ближайшие годы «Роза ветров» продолжит расти и расширяться. Оборот вашей компании в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом более чем на 30% и составил $43,8 млн. Заметно увеличилось число сотрудников, до 50 агентств выросла розничная сеть «Розы ветров»…

Темпы роста на рынке сейчас уже никого не удивляют. Посмотрите на цифры прошлого года. На 50-60% выросли объемы таких крупных компаний, как «Тез тур», «Ланта тур вояж», «Капитал-тур». Все они растут за счет того, что «откусывают» кусок пирога у более мелких компаний, и со временем им будет делать это все легче и легче.

Чтобы не отстать от рынка, мы тоже должны расти. По предварительным оценкам, наши объемы в 2008 году также вырастут как минимум на 50-60%. Но моя цель сейчас, как руководителя, - не столько расширение и рост компании, сколько выстраивание «правильного» бизнеса, повышение его капитализации, обеспечение полной безопасности от всех потенциальных внешних угроз. Я имею в виду налоги, фискальную систему, сбои в технологической цепочке…

Туризм – бизнес с высокими рисками. И очень важно понимать их соразмерность бизнесу, тем более что у нас огромные финансовые средства под будущие программы закладываются за год-полтора до самого события. Так, места в отелях и билеты на соревнования на Олимпийские игры в Китае или Чемпионат Европы по футболу, который состоится этим летом в Австрии, мы выкупали больше года назад. А это очень большие деньги. Между тем все спортивные программы никак не застрахованы от рисков. Достаточно случиться, например, теракту, и люди просто не поедут в эти туры. Мы будем вынуждены вернуть им средства, которых у нас уже нет. Мы пробовали разговаривать со страховыми компаниями на эту тему, но безрезультатно. Никто такие риски у нас не страхует.

Спортивные туры действительно того стоят?

Спортивными турами мы занимаемся давно. Поддерживать наших спортсменов болельщики начали выезжать с «Розой ветров» еще в далеком 1991 году. Сейчас у нас в области спортивного туризма практически не осталось конкурентов. На все серьезные соревнования через "Розу ветров" едет не менее 10-15% от общего количества болельщиков, а это – от 300 до 1,5 тысяч туристов каждый раз. Разнообразие экскурсионных программ (например, на 6 свободных дней на Чемпионат Европы по футболу предлагается 9 экскурсий), способов доставки (от чартеров до личных самолетов), видов размещения (от частного пансионата до эксклюзивного замка) и хорошо продуманное обслуживание на всем протяжении спортивного мероприятия выездной бригадой наших специалистов, с каждым годом увеличивает число повторных клиентов «Розы Ветров».

На предстоящий этим летом Чемпионат Европы по футболу российские турфирмы отправят не менее 2,5 тысяч болельщиков, из них 60% придется на "Розу ветров". Если уж мы захватили столь серьезные позиции в этом сегменте, надо их удерживать.

Если говорить о развитии бизнеса, какая установка вам, как руководителю, ближе: «Кадры решают все» или «Технологии решают все»?

 

Я считаю, что сейчас на первый план выходят технологии. В нашей отрасли все последнее время от конкретного человека зависело слишком многое. В итоге: уходит руководитель или владелец – и компания распадается. Завязанность бизнеса на конкретного человека, кстати, одна из причин, почему в туризм до сих пор очень неохотно идут инвесторы.

С другой стороны, человеческий фактор также нельзя недооценивать. Одно дело – поточный метод, конвейер, и совсем другое - индивидуальное обслуживание. В дорогом, эксклюзивном сегменте профессионал ценится на вес золота. Это не просто человек, который лучше всех в офисе знает Францию, Америку или Италию – он лучше всех знает, что нужно его клиенту, понимает его привычки, ожидания, возможные проблемы.

Искусство руководителя в том и проявляется, что он должен на каждое изменение рынка ответить оперативным изменением в выборе новых направлений, технологий и, конечно, иметь соответствующий кадровый потенциал.

Расскажите, пожалуйста, о приоритетах в выборе направлений.

"Роза ветров" достаточно болезненно перенесла финансовый кризис 1998 года. Он настиг нас на пике мощного роста. В отличие от многих ведущих в то время российских турфирм, мы не стали менять название, уходить от своих обязательств, и приняли решение выплатить долги партнерам. Мы выплачивали их 4,5 года, отказывая себе в блоках на самолетах и вложениях в развитие. На это ушло много сил, нервов и, конечно, средств. Если бы весь этот энтузиазм мы тогда бросили на развитие бизнеса, а не на латание дыр, то сейчас были бы в пятерке лидеров рынка.

Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения. Я думаю, тогда мы поступили не совсем правильно с точки зрения бизнеса, но рад, что мы сохранили доброе имя – это дорогого стоит, сейчас оно работает на нас.

Кризис – хороший учитель. Он научил нас относиться ко многим неприятным вещам не как к проблеме, а как к новой возможности, научил рисковать и выигрывать. Сохранив достаточно большой департамент зарубежного туризма, основные ресурсы мы направили на три основных направления – дорогой эксклюзивный отдых, спортивные туры и Россию. По спортивным турам у нас практически нет конкурентов среди крупных операторов. По России у "Розы ветров" также весьма амбициозные планы – мы должны быть в тройке лидеров на этом направлении.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще