Завершается Год Китая в России — официальное мероприятие, призванное способствовать росту интереса российских граждан к Поднебесной Империи. Популярность этой страны среди российских туристов, в том числе и благодаря Году Китая, заметно выросла. . Китайские граждане тоже посещают Россию, в последнее время все чаще — как туристы. О том, как развиваются туристические отношения наших стран, в эксклюзивном интервью "Интерфакс-Туризму" рассказал Фенг Ли Тао, исполняющий обязанности директора представительства в России и СНГ Управления по туризму Китайской Народной республики (CNTA), который подвел итоги уходящего года и рассказал о планах на будущее.

Господин Фенг Ли Тао, довольны ли Вы результатами 2007 года?

Нас очень порадовали итоги уходящего года: по предварительным данным, в 2007 году Китай посетили около 2,8 млн. российских граждан. Это более чем на 20% превышает аналогичный показатель прошлого года. Причем, большинство из них побывали в Китае с туристическими целями. По нашим оценкам, каждый девятый иностранный турист в Китае — гражданин России.

По числу туристических прибытий в Китай Россия занимает сейчас третье место после Южной Кореи и Японии. Думаю, скоро вы займете второе место. Предполагаю, что в 2008 году не менее 3 млн. российских граждан посетят Китай.

Охотнее всего россияне едут в Пекин и на тропический остров Хайнань. Если в 2003 году на Хайнани отдохнуло около 10 тыс. туристов из России, то в этом году, по предварительным данным, уже 150 тыс., то есть в 15 раз больше.

У жителей Дальнего Востока и Сибири популярны наши северные провинции, особенно Хэйлунцзян, где имеются термальные и лыжные курорты. Эта провинция популярна также у российских деловых туристов. Как и южная провинция Гуандун, где сосредоточено производство многих китайских товаров. К сожалению, в остальных провинциях российских туристов очень мало. Но это зависит от активности наших регионов, от их желания рекламировать себя в России.

А стали ли активнее путешествовать ваши граждане по нашей стране? Что в первую очередь интересует китайцев в России?

Россия очень интересует граждан Китая, особенно людей среднего и старшего поколений, которые росли во времена СССР. Ваша революция, победа в Великой Отечественной войне, строительство социализма вызывают большое уважение китайцев. Поэтому многие наши туристы в первую очередь посещают Москву, где находится мавзолей Ленина, и Санкт-Петербург, где можно посетить крейсер "Аврору". Очень активно едут наши туристы в Амурскую область и Приморский край, граничащие с Китаем. В гораздо меньшей степени китайские туристы посещают другие российские регионы.

По нашим данным, за 9 месяцев нынешнего года в Россию из Китая въехали 585 тысяч человек, что меньше на 5 тысяч по сравнению с аналогичным периодом 2006г. Из них с туристическими целями — около 106 тысяч (за 9 месяцев года прошлого-130 тысяч). Причем это китайские граждане, въехавшие в Россию по групповым визам, по упрощенной схеме.

Получается, что турпоток из Китая в Россию падает. В чем вы видите причины такого положения дел?

На самом деле поток китайских граждан начал сокращаться еще в 2005 году, когда у нас были отменены так называемые "одноразовые паспорта". Это документ, позволяющий жителям приграничных районов без визы посещать Россию на неограниченный срок, но лишь один раз. Такой "паспорт" изымался при обратном возвращении.

После его отмены поток китайских граждан, посещавших Россию с коммерческими целями, сократился. Поток китайцев только через один пропускной пункт Хэйхэ, расположенный напротив Благовещенска, сократился за год на 50 тыс. Вторая причина — в дороговизне туров в Россию для китайцев. Виза обходится примерно в $50, проживание в московском отеле — от $100 в сутки. Цена на авиабилеты и железнодорожные также высока.

Гораздо дешевле сейчас для китайцев посетить страны Европы, поэтому они активно осваивают эти направления. Наш туристический потенциал — около 300 млн.граждан, которые активно путешествуют по своей стране и готовы не по одному разу выезжать в другие страны.

Еще одной причиной уменьшения потока в Россию стало сокращение срока пребывания китайских туристов, посещающих вашу страну по упрощенной схеме, с 30 до 15 дней. Соответствующее соглашение было подписано в 2006 году. А в этом году Федеральная миграционная служба ужесточила правила въезда для тех, кто желает работать в России. Еще раз подчеркну: упал поток китайских граждан в целом, но растет число туристов -несмотря на дороговизну туров.

Ваша статистика свидетельствует об обратном.

Год еще не закончился, итоги будут окончательно подведены через 2-3 месяца. У нас отправляют китайских граждан в другие страны около 700 турфирм. Из них не так много в Россию, хотя она неплохо рекламируется в Китае, особенно на наших туристических выставках.

Впрочем, это дает свои результаты. К примеру, благодаря активному продвижению, ваша компания "Водоход" обслужила в 2007 году на своих речных круизах более 500 китайских туристов. Кстати, для более успешного продвижения этого турпродукта и туристических возможностей волжских городов мы с помощью "Водохода" осенью 2008 года проведем второй воркшоп. В течение недели наши туркомпании во время круиза на теплоходе посетят Нижний Новгород, Самару, Казань и другие города на Волге.

А как собираетесь продвигать Китай в России? Ведь это основная задача вашего представительства.

В течение Года Китая в России мы представили 20 провинций из 30. В 2008 году собираемся еще более активно продвигать наши отдельные провинции. Будем участвовать большими стендами на семи туристических выставках, которые пройдут в вашей стране. Помимо традиционных "Интурмаркета", MITT, MITF "Турсиба" впервые планируем участвовать в "Дальтуре" во Владивостоке. Также совместно с российскими коллегами проведем два больших форума: по сотрудничеству в области туризма и по подготовке кадров в области туризма. Нам есть чему поучиться друг у друга.

В апреле мы проведем серию ознакомительных поездок для представителей российских турфирм по местам, где в августе 2008 года пройдут очередные Олимпийские игры. На все эти цели, а также на рекламу Китая в России, нам выделено около $1 млн. Не так много, как нам бы хотелось.