Для многих туристов Петербург входит в "шорт-лист" городов, желательных для посещения. Индустрия гостеприимства в городе широко развита, что, впрочем, не ограждает туристический рынок Петербурга от определенных проблем.

О текущем положении дел и перспективах рынка въездного туризма в Петербург "Интерфакс" беседует с Борисом Евдокимовым, финансовым директором петербургской туристической компании "Фаворит", организующей прием и обслуживание гостей города.

Борис, что бы вы назвали главными итогами 2007 года?

Прежде всего, обращают на себя внимание изменения на гостиничном рынке Петербурга. В город приходят известные международные гостиничные брэнды. С одной стороны, они приносят городу дополнительный престиж, но с другой — нередки случаи, когда западные гостиничные управленцы начинают свою деятельность в Петербурге со значительного повышения расценок. Поспешные ценовые изменения ломают устоявшиеся на рынке отношения. Порой мы сталкиваемся с парадоксами, когда международный оператор объявляет об открытии отеля 3*, а ценовую планку сразу устанавливает на уровне отелей 4*.

В результате даже со скидками вновь открываемые западными операторами гостиницы уровня 3* оказываются на 70% дороже номеров, скажем, в хорошо известной многим гостинице "Москва", где в этом году завершилась серьезная реконструкция, и отель значительно похорошел. Кроме того, у ряда новых отелей нет парковок для автобусов, таким образом, они заведомо не приспособлены для обслуживания многих туристических групп.

Емкие отели (с большим количеством номеров), чувствуя спрос, избавились от сезона низких цен и теперь в Петербурге реально не хватает гостиниц уровня "туркласса", т.е. 2-3*, где стоимость проживания составляла бы летом не больше 2000 руб. с номера в сутки.

А в целом, достаточно ли в Петербурге гостиниц?

Городу нужны отели-"трешки" (3*). И не только по заявленным звездам на фасаде, но и по ценам. В разгар туристического сезона цены в гостиницах для туристов должны быть не выше 3000 руб. с двухместного номера, а в низкий сезон цена должна падать до 2000 руб. с номера и дешевле. Тогда люди будут охотно ехать в Петербург.

Раньше город славился тем, что летом, в сезон "Белых ночей", нельзя было найти мест в гостиницах. Теперь летний ажиотаж, хотя и сохранился, но смягчился с появлением мини-отелей. Сегодня, в принципе, в любой момент можно найти приемлемое размещение как по ценам, так и по месторасположению.

Что вы скажете о квотах на посещение, вводимых некоторыми музеями?

Это решаемые вопросы и особых проблем с музейными регламентами мы не испытываем. Помимо отелей, еще одним элементом обслуживания, вызывающим озабоченность, являются рестораны. Питание — довольно специфичная часть обслуживания. Вот вроде идешь по городу и видишь объявление "бизнес-ланч — по 90-100 рублей", однако, чтобы нормально накормить группу туристов, реально нужно закладывать в бюджет минимум по 150-180 руб. на человека. Рестораны все время стараются повысить расценки, особенно для туристов. Кроме того, нужно иметь в виду, что далеко не все рестораны, так сказать, "туристоемкие", т.е. имеют достаточное число посадочных мест и достаточное число официантов, способных обслуживать группу в 30-50 человек.

Значит, отели и рестораны в первую очередь участвуют в гонке цен…

Так оно и есть. Музеи удерживают свои расценки практически на одном уровне. По крайней мере, в последнее время. Расценки на транспорт повышаются на стандартные 5% в год, т.е. примерно на 1 евро за час аренды автобуса. Это нормально, понятно и приемлемо.

А вот со стороны "РЖД" периодически бывают малоприятные сюрпризы. Почему-то как раз перед детскими осенними каникулами "РЖД" сняло целый ряд поездов между Петербургом и Москвой. В результате у наших клиентов реально возникли проблемы с тем, как попасть в Петербург. Транспортные проблемы присущи, пожалуй, всем большим городам. Скажем, парк экскурсионных автобусов постоянно обновляется, но стояние в пробках от этого не уменьшается, хотя и становится комфортнее. Имеются проблемы и с парковкой автобусов.

Какие количественные и качественные изменения произошли на рынке въездного туризма Петербурга в этом году?

Если говорить про деловых туристов, то российские и иностранные бизнесмены как ехали в город, так и едут. Поток иностранных туристов остается на стабильном уровне, а российских — растет.

Интересно, что к нам начинают активнее ехать гости из Восточной Европы — чехи, поляки, венгры. Япония и Китай также поставляют в город все большее число новых туристов. С другой стороны, глубокий спад наблюдается на французском направлении, некогда одном из самых активных. В то же время к нам поступает немало индивидуальных заказов напрямую через Интернет — из США, Канады…

Разрабатываются ли новые экскурсионные программы или гостей города устраивает стандартный набор достопримечательностей?

На зарубежных рынках программу заранее, за год-два, составляет иностранный туроператор, ориентируясь на некий средний вкус и осведомленность своих туристов в том, какие достопримечательности есть в Петербурге. Как принимающая компания, мы уже не можем включить в программу тура другие музеи.

Чтобы в программах появлялись новинки на целевых для нашего города рынках — в странах Европы, в США, в Японии и Китае, нужно вести разъяснительную и даже пропагандисткою работу с очень дальним прицелом. Понятно, что такая реклама под силу только властям города, если они заинтересованы в формировании турпотока и потпитывании спроса со стороны повторных туристов новыми идеями и предложениями.

А какое отношение к Петербургу среди москвичей?

Российские туристы — совсем другое дело, им, в отличие от иностранцев, точно не нужен стандарт, некий средний набор достопримечательностей. Им стандарт уже надоел. Они хотят увидеть Гатчину, Старую Ладогу и другие интересные, но малоизвестные места.

Запрашивают ли москвичи организацию тематических экскурсий?

Разговоры о необычных музеях и программах идут. Но, как правило, это маленькие музеи с низкой пропускной способностью. Даже в том же Юсуповском дворце, где показывают место убийства Григория Распутина, группа должна быть не больше 15 человек. В Меньшиковском дворце — то же самое, и т.д. В результате из года в год московские туроператоры, продающие Петербург, вынуждены обходиться одним и тем же набором стандартных предложений. Тематические экскурсии, скажем, по местам Достоевского, запрашивают у нас в основном свои петербургские школы.

А "Музей Воды"?

Туда просто не попасть. Поэтому в этот примечательный и действительно интересный музей идут школьники нашего города по очень предварительной записи со стороны школ. Интерес у школьников вызвали интерактивные развлекательно-обучающие центры "Трансфорс". Но, получив первую клиентуру, здесь тоже подняли цены — более, чем в 2 раза.

Москвичи говорят про Петербург как про город "романтических уик-эндов". В чем этот романтизм заключается?

В ценах. Да, если говорить объективно и откровенно, то помимо архитектурных и видовых красот, Петербург, по сравнению с Москвой — по-прежнему отличают умеренные цены в наших клубах и ресторанах. У москвичей, например, стало модно заказывать проведение свадеб в Петербурге.

Т.е. среди тех молодоженов, что позируют на фоне Спаса на Крови или у Исаакиевского собора, половина москвичей?

Половина не половина, а 10% — точно. Привезти 50-60 человек на пару дней в Петербург оказывается дешевле, чем организовать свадьбу в Москве. Ну и романтичнее, само собой.

А что вы скажет о встрече Нового года в Петербурге?

Встреча Нового года в Петербурге давно пользуется популярностью. Новогодние гуляния на Стрелке Васильевского острова привлекают десятки тысяч людей.

Иностранные туристы активно бронируют столики в таких "фольклорных" ресторанах, как "Тройка" или "Санкт-Петербург". Но и рестораны в отелях стараются организовать достойные банкеты для своих гостей. Второго января все встречаются в парке Павловска — там и водочки нальют (или угостят чаем с пирогами — по желанию), и на санях покатают. Парк большой — места хватит всем. Я думаю, в этом году гостей в Петербурге на Новый год и Рождество будет много.

Борис, какой прогноз вы могли бы сделать на 2008 год?

Благосостояние россиян растет и вряд ли число российских туристов в Петербурге в следующем году уменьшится. При этом российские гости не гонятся за дешевизной, а заказывают хорошие отели, не хуже, чем за границей. Что касается иностранцев, грех им жаловаться — к нам приходят те цепочки отелей, что хорошо известны за рубежом.

Спрос постепенно будет расти, но ожидать каких-то радикальных скачков не стоит. Для радикального роста туризма нужно продвигать город на международных рынках, устраивать культурные и спортивные мероприятия, которые бы стимулировали событийный спрос к Петербургу. У города богатые традиции и в культуре, и в спорте — почему бы активнее их не задействовать.