Интервью 16 июня 2016 г. 15:00

Теодор Курентзис: "Для Европы Дягилевский фестиваль в Перми уже стал must-see"

Теодор Курентзис: "Для Европы Дягилевский фестиваль в Перми уже стал must-see"
Фото: Антон Завьялов

Самые авторитетные эксперты в области музыкального искусства сходятся во мнении: конец июня нужно провести… в Перми. Это – самый восточный город Европы, расположенный примерно в тысяче километров от Москвы, а еще место, где родился знаменитый импресарио Сергей Дягилев, и где уже в десятый раз в этом году пройдет международный Дягилевский фестиваль. Почему на него едут знатоки и любители музыки со всего мира, рассказал художественный руководитель Пермского оперного театра Теодор Курентзис.

Теодор Курентзис: "Для Европы Дягилевский фестиваль в Перми уже стал must-see"

Теодор, программа фестиваля сформирована и озвучена, но, как вы оцениваете, каким получился фестиваль в этом году?

- В этом году мы как всегда представляем очень разные музыкальные направления и разные жанры. Будет старинная музыка в интерпретациях бельгийского ансамбля Graindelavoix, французского Le Poème Harmonique и пермского хора musicAeterna. Будут изысканные авторские прочтения романтической музыки от Томаса Цейтмайера, Каролин Видман и Алины Ибрагимовой. Продолжим исследования звука с Антоном Батаговым и возможностей классической оперы с Робертом Уилсоном. Будет новая версия классического "Лебединого озера" и непредсказуемый современный танец Сиди Ларби Шеркауи.

Вообще-то, чтобы увидеть всех этих людей, нужно сходить на пять фестивалей и не в России, а здесь они все собраны в одном месте. Здесь за неделю можно получить очень большую дозу впечатлений и эмоций. По содержанию, по значимости имен Дягилевский фестиваль – лучший фестиваль в России. Более того, можно совершенно смело говорить, что это уже явление мировой культуры. Вся музыкальная элита: ведущие музыканты, режиссеры и критики из Германии, Англии, Франции едут сюда. Для Европы этот фестиваль уже стал must-see.

Если, скажем, у человека есть возможность побывать только на одном событии, что бы вы ему посоветовали?

- Сложно советовать что-то другое, когда в программе заявлена премьера "Травиаты" в постановке Роберта Уилсона – выдающегося американского режиссера, отца современного театра. Его не затмить. Но на "Травиату" уже нет билетов. Так что предлагаю обратить внимание на мировую премьеру оперы для хора Tristia Филиппа Эрсана. На фестивале мы ее представим в концертном исполнении. Это очень важное музыкальное событие. Но вообще, конечно, все проекты этого фестиваля – мои детища, поэтому я одинаково трепетно отношусь к каждому. Все, какие успею, хочу посмотреть.

Программа предназначена скорее для продвинутого зрителя или будет восприниматься и широкой аудиторией?

- То, что мы предлагаем, это очень качественные, тщательно отобранные вещи, это все – авторская, уникальная работа. Но в то же время я не могу сказать, что фестиваль – это какое-то закрытое событие для элитарной публики. Тем более что и публика становится все более искушенной и взыскательной. Я это чувствую по реакции, по тому, как нас тепло принимают, по тому, какой ажиотаж вызывают те события, которые мы предлагаем. Раньше многие наши проекты воспринимались с недоумением, от нас требовали классические произведения и традиционную подачу. То, к чему приучила зрителей музыкальная и исполнительская традиция 60-ых годов. Эту эстетику они считали единственным возможным набором выразительных средств. Сейчас представления людей о красоте намного шире. И мы даем им свободу выбора – выбора музыкального направления, формы, точки зрения. 

Теодор Курентзис: "Для Европы Дягилевский фестиваль в Перми уже стал must-see"
Фото: Антон Завьялов

Как зрителю подготовиться к восприятию той музыки, которую предложит фестиваль?

- Чтобы подготовиться, нужно много раз послушать шестую симфонию Малера, которую мы будем играть на закрытии, потому что это очень сложное произведение. К остальному готовиться не нужно. Можно просто почитать об исполнителях, потому что это гиганты мировой культуры, и, если кто-то не знает этих имен, пожалуй, стоит заранее поинтересоваться. А кому интересны методы театра, новые техники, возможности интерпретации и просто проговорить о том, что происходит сейчас в искусстве, можно прийти на лекции и мастер-классы. Мы подготовили очень достойную образовательную программу.

Вы большое значение придаете образовательной составляющей фестиваля. Почему для вас это так важно?

- Потому что, на мой взгляд, очень важно не только показать произведение, но и объяснить, что происходит. Мы всегда стараемся очень близко подойти к зрителю и сделать его соучастником. Поэтому каждый концерт – это эксперимент еще и с точки зрения организации пространства и подачи. Как, например, наши знаменитые piano-gala, когда нет никаких стульев, зрители лежат на подушках в полной темноте и слушают прекрасную музыку.

Я не буду рассказывать, что еще мы задумали сделать в этом году, иначе будет неинтересно. Но будет много неожиданностей, потому что мы специально уходим от рутины, от скучных форм и монотонного звучания. Если мы удивим зрителя, он проснется, он будет думать и по-новому посмотрит и на музыку, и на другие привычные вещи, которые окружают его в жизни. Очень хочется, чтобы это произошло, и чтобы город и люди в результате стали красивее. Поэтому мы готовим не законсервированный продукт, а свежую пищу для души и ума. Но новое не всегда воспринимается легко. Так что вовсе не обязательно, что все, что мы покажем, понравится зрителю. Но точно никто не останется равнодушным. Мы обещаем, что всем будет интересно.

Международный Дягилевский фестиваль проводится в Перми с 2003 года по инициативе Пермского театра оперы и балета им. П.И.Чайковского. Последние пять лет фестивалем руководит художественный руководитель театра, дирижер Теодор Курентзис. Фестиваль нацелен на сохранение и развитие традиций выдающегося импресарио и пропагандиста русской культуры Сергея Дягилева. Ежегодно программа фестиваля включает мировые премьеры опер и балетов, спектаклей в жанре современного танца и драматического театра, концерты симфонической, камерной, старинной и джазовой музыки, художественные выставки. Основной площадкой фестиваля традиционно является Пермский театр оперы и балеты. Часть событий проходит в Органном зале и Доме Дягилева. На театральной площади работает клуб Дягилевского фестиваля, где проводятся лекции, кинопоказы, мастер-классы.

В 2016 году фестиваль откроется 18 июня премьерой оперы "Травиата" режиссера Роберта Уилсона, а завершится 30 июня. На закрытии фестивальный оркестр под управлением Теодора Курентзиса сыграет шестую симфонию Малера. Еще один концерт в качестве послесловия к фестивалю оркестр даст 2 июня в Москве, в Большом зале консерватории им. П.И.Чайковского. Стоимость билетов – от 100 рублей до 10 тыс. рублей. Участие в лекциях и мастер-классах бесплатное.

Теодор Курентзис родился в Греции, в Афинах. В начале 90-ых приехал в Россию, окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, класс Ильи Мусина. Основатель и художественный руководитель оркестра и камерного хора musicAeterna. С 2011 – художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, художественный руководитель Международного Дягилевского фестиваля. Шестикратный обладатель театральной премии "Золотая маска", лауреат престижной европейской премии Kairos. Дирижировал в Опере Цюриха, в Парижской национальной опере, Королевском театре Испании (Teatro Real), Мюнхенской филармонии, Большом театре России, Берлинской филармонии, Венской филармонии и на других известных мировых сценах. С 2010 года – художественный партнер Mahler Chamber Orchestra.

 

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
  • Винодельню с коворкингом и глэмпингом создадут рядом с Анапой

    Краснодар. 23 апреля. ИНТЕРФАКС - Компания "Виноградники Варваровки", принадлежащая владельцу крупной транспортно-логистической компании "Еврологистик" (обе - Ростовская область) Дмитрию Серикову, планирует построить в Краснодарском крае винодельню производственной мощностью 500 тыс. бутылок вина в год.

  • Вильфанд прогнозирует "настоящее лето" в ряде регионов России в ближайшие дни

    Москва. 23 апреля. ИНТЕРФАКС - Температура выше нормы на 5-10 градусов прогнозируется в ближайшие дни на юге и севере Центрального федерального округа, на юге европейской России и в районе Волги, сообщил "Интерфаксу" научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд.

  • Большую валдайскую тропу откроют для туристов 27 апреля

    Великий Новгород. 23 апреля. ИНТЕРФАКС - Валдайский национальный парк после перерыва открывает для местных жителей и туристов Большую валдайскую тропу, сообщает нацпарк на своей странице в соцсети.

  • Турпоток на горнолыжные курорты России вырос на 15% этой зимой

    Москва. 23 апреля. ИНТЕРФАКС – В зимнем сезоне 2023-2024 горнолыжные курорты России посетили 8 млн человек, это на 15% больше, чем за аналогичный период годом ранее, сообщил генеральный директор АНО "Центр развития горнолыжной индустрии и туристических территорий" Илья Виноградов.

  • Археологические находки Николая Рериха покажут в Эрмитаже

    Санкт-Петербург. 23 апреля. ИНТЕРФАКС - Выставка "Твердыня пламенная" пройдет в Главном штабе Государственного Эрмитажа в честь 150-летия Николая Рериха, сообщил во вторник журналистам генеральный директор музея Михаил Петровский.

Показать еще