В 2015 году поток российских туристов на Кубу сократился примерно на 40%. Каковы прогнозы на этот год?

- Наша цель – достичь уровня 2012 года, когда на Кубу приехало около 87 тыс. россиян. В 2013 году поток упал до 74 тыс., в 2015 он составил всего 43 тыс. Мы видим, что турпоток из России начинает восстанавливаться. Был очень хороший апрель, по сравнению с прошлым годом российских туристов приехало на 23% больше. За три месяца также есть маленький прирост по сравнению с прошлым годом. Значит, падение остановилось.

Сейчас на ситуацию влияет то, что для россиян закрыты Египет и Турция. Находят отражение и последние события в мире. Куба – это направление для семейного отдыха, где можно спокойно отдыхать. Здесь гарантирована безопасность, особая атмосфера. И многолетняя история отношений между нашими странами, нашими народами – это помогает. Все знают, что Куба – это не просто пляжный отдых, это уникальный опыт для путешественника.

Самое сложное в путешествии на Кубу для россиян – дорогой перелет. Можно ли как-то изменить эту ситуацию?

- Для этого нужна диверсификация летных программ. Сейчас "Аэрофлот" летает в Гавану каждый день, по сравнению с прошлым годом добавлены два рейса. "Пегас Туристик" выполняет круглогодичную чартерную программу в Варадеро. И мы надеемся, что чартерная программа, которая была у "Библио Глобус" с "Трансаэро", возобновится осенью. Мы также ведем переговоры и постараемся, чтобы в будущем наша кубинская авиакомпания Cubana de Aviacion тоже поставила рейс Москва – Гавана.

Если больше авиакомпаний будет летать, выше будет конкуренция – это поможет снижению цены. Туристы смогут выбирать, с каким перевозчиком лететь, что выгоднее. В конечном счете, это снизит стоимость всего турпакета.

Российские туристы привыкли к формату отдыха "все включено". Работают ли по такой схеме отели Кубы?

- Что касается пляжного отдыха, у нас практически все отели работают по "все включено". Это не востребовано в городских отелях Гаваны или Тринидада: там туристы выбирают номер с завтраком, а потом у них много возможностей найти для обеда и ужина ресторанчики в городах. В последние годы появилось много частных ресторанов, где можно вкусно и недорого поесть.

Какой отдых может предложить россиянам Куба?

- Наше отличие от других стран Карибского бассейна – в том, что, помимо пляжного отдыха, у нас очень интересные города, много объектов, входящих в список наследия ЮНЕСКО. Гавана, Тринидад, Сантьяго де Куба привлекают архитектурой, историей.

На Кубе можно побывать на множестве экскурсий. Например, во время "маршрута табака" вам показывают табачные плантации, весь процесс выращивания табака, ферментацию, изготовление сигар. На востоке острова, в провинции Баракоа, можно побывать на плантации какао, посмотреть, как растет и делается шоколад, попробовать свежее какао и т.д.

Куба дает возможности для экотуризма. У нас много природных парков, где можно познакомиться с флорой и фауной острова. Например, когда вы едете в Кайо Коко, вы издалека видите побережье – совершенно розовое. А вблизи вы понимаете, что это фламинго. Мы уделяем много внимания сохранению и восстановлению нашей природы. Острова позволяют предложить туристам широкий выбор морских экскурсий. В Кайо Коко распространены морские прогулки на катамаранах, лодках. Кстати, россияне очень это любят, особенно рыбалку.

Отдельно стоит отметить, что очень многие кубинцы отлично говорят по-русски. Это создает уникальные условия для российских туристов в Латинской Америке.

Каковы ожидания туристической отрасли Кубы в связи с наплывом американских туристов?

- Все, что происходит сейчас на Кубе, восстановление отношений с США – это помогает рекламе острова во всем мире. После объявления о восстановлении дипломатических отношений с США мы увидели, как спрос на поездки на Кубу увеличился не только из Штатов, но и из стран Европы и Латинской Америки.

В прошлом году около 150 тыс. американских туристов посетило Кубу. Много ли это или мало? Если сравнивать с Канадой – очень мало, каждый год Кубу посещает более 1,2 млн канадцев. Вместе с тем первый круизный лайнер, отправившийся на Кубу из США – это большое событие для нас, ведь это произошло впервые более чем за 50 лет. До этого все круизные лайнеры обходили Кубу, посещая другие острова Карибского бассейна.

Хватит ли в кубинских отелях места всем туристам, когда увеличится турпоток из США?

- В плане места больше напряженности в Гаване и Варадеро – там аэропорты, туда прибывает больше всего туристов. Но Куба намного больше, чем Гавана и Варадеро. Есть такие направления, как Кайо Коко, Кайо Санта Мария, Сантьяго де Куба. Там развитая гостиничная инфраструктура, меньше спрос, и поэтому более стабильные цены, ниже, чем в Гаване.

У многих зарубежных гостей популярен частный сектор. Есть туристы, которые живут на Кубе 2-3 недели, и при этом все время в частном секторе. В России о таких возможностях пока мало знают.

Могу с уверенностью сказать, что места хватит всем. Государство вкладывается в строительство новых гостиниц, ремонтируются уже существующие. Каждый год вводится около 3,5 тыс. новых номеров. Сейчас на Кубе 63 тыс. номеров, к 2020 году их количество должно увеличиться до 100 тыс. И это не считая частного сектора, который тоже очень динамично развивается.

Привлекает ли Куба иностранные инвестиции в развитие туризма? Проявляют ли заинтересованность инвесторы из России?

- Министерство туризма предлагает много проектов для иностранных инвестиций. Есть много зарубежных компаний, которые вкладывают средства в развитие туризма на Кубе. В основном, испанские, которые работают с нами уже более 20 лет. Но каждый год появляются и новые – английские, китайские, они инвестируют, в частности, в недвижимость в Варадеро и Гаване. Мы открыты к новым предложениям.

Сейчас идут переговоры с несколькими заинтересованными компаниями из России. По одному из проектов уже предпринимаются реальные шаги, он касается гостиничного комплекса.

Как вы продвигаете туристический потенциал Кубы в России?

- В мае в Гаване проходит туристическая выставка FIT CUBA. К сожалению, не очень много российских туроператоров в этом году принимает в ней участие. Но мы участвуем в "Интурмаркете", на МИТТ, выставке "Отдых", туристической выставке в Санкт-Петербурге. Мы не останавливаем продвижение нашего направления в России, не уменьшаем финансовые ресурсы на эти цели. Уже третий год подряд мы работаем с московским рекламным агентством. В этом году уже провели одну кампанию на телевидении, динамично работаем в соцсетях, интернете. Во втором полугодии планируем также использовать телевидение и онлайн-проекты.

На Кубе происходит много интересных событий. Здесь выступают Бейонсе, "Rolling Stones". Недавно французская компания "Шанель" устраивала модный фестиваль, декорациями для которого стали сами улицы Кубы, аллея в Старой Гаване. Ее оформили, чтобы все выглядело, как в 40-х годах прошлого века: ретро-автомобили, наша старинная архитектура, совершенно особая атмосфера.

Наша рекламная кампания не случайно называется "Autentica Cuba". Это трудно передать словами. Чтобы понять, что такое аутентичная Куба, надо посетить Гавану или Сьенфуэгос – это самый французский город Кубы, там большое французское наследие. В соседнем с ним Тринидаде очень хорошо сохранилась испанская архитектура. Там в последнее время открыли очень много баров, в городе мало машин, будто вокруг остановилось время, и ты где-то в XVIII веке.

В Гаване самый большой исторический центр в Латинской Америке. К сожалению, не все пока удалось восстановить, отреставрировать. Для этого необходимо много времени и ресурсов. Но все равно дух другой эпохи – это то, что вы почувствуете, гуляя по старой Гаване. Куба – это не просто место, это настроение.