гаркушин

Фото: Пантеон

Можете подвести первые итоги сезона, он был лучше или хуже прошлого?

- У нас изначально был пессимистичный прогноз на сезон. В конце зимы, когда стало понятно, что экономическая ситуация не располагает к росту, мы прогнозировали больший спад. Потому постарались просчитать и нивелировать возможные риски: отказались от чартеров и взяли блоки мест на регулярных рейсах надежных авиакомпаний, у которых всегда есть свой клиент. Ушли от жестких блоков мест в отелях, сделали ставку на качество, а не количество. Итоги сезона не разочаровывают, а доказывают, что политика была выбрана правильно.

В прошлом сезоне с рынка ушли крупные игроки, что привело к большому кризису туроператосркого бизнеса в целом. Так что если сравнивать не количество, а качество (прибыльность) с 2014-м, то этот сезон для нас куда более удачный.

То есть, объем продаж упал?

- Разумеется, туристов меньше, и спад по всем выездным направлениям большой, это вызвано многими общеизвестными экономическими и политическими факторами. Все же нужно отдавать себе отчет в том, что достижение больших объемов по зарубежным направлениям редко обходится без демпинга. Но сейчас не та ситуация в стране и мире, чтобы позволить себе участвовать в ценовых войнах.

Как повлиял на спрос рост валюты?

- Повлиял естественным, то есть негативным образом. Что объяснимо: если стоимость отдыха в евро/долларах по сравнению с прошлым годом практически не изменилась, то в рублях это изменение для многих россиян оказалось критичным: отдых за границей не входит в набор жизненно важных нужд, к сожалению. Некоторые были вынуждены отказаться от отпускных планов, другие, а их с учетом ограничений на выезд за границу стало намного больше, переориентировались на российские курорты. Полагаю, статистика по внутреннему туризму выглядит очень оптимистично.

Также можно говорить о следующих тенденциях. Туристы с доходом выше среднего, в прошлом совершающие по две и более ежегодных поездки с целью отдыха, в этом году сократили их количество до одной. Кроме того, продолжительность отдыха также снизилась.

Есть и позитивные тренды: в этом году много возвратных туристов – то есть, в первую очередь в Грецию поехали те, кто любит эту страну. И второе: столько благодарных отзывов от туристов, как в этом сезоне, мы не получали давно.

Если говорить о Греции, как информационный фон сказался на продажах?

- Да, Греции в этом году явно не повезло с хорошими новостями, если новости вообще бывают хорошими. Дефолт, кризис, мигранты – Греция в этом сезоне часто выступала фигурантом новостей в негативном ключе. Однако наблюдать за раздуванием греческой темы в СМИ было обидно: в то время, когда запрет на снятие наличных, например, касался только карт, выпущенных в Греции, то есть распространялся на местных жителей, и в каждом официальном сообщении из Греции это подчеркивалось, наши СМИ откровенно запугивали собирающихся на отдых возможными проблемами, связанными с использованием банковских карт. Повсеместно дезинформация выдавалась за новости. На самом деле туристы продолжали получать удовольствие от отдыха в Греции и внутренние проблемы страны ни коим образом на жизни отдыхающих не отразились: море, закаты, греческая кухня и гостеприимство остаются вне кризиса. А кризисы Греция уже переживала не раз.

А как могут повлиять на конец сезона изменения в порядке получения виз?

- Да, фактором, стимулирующим продажи в бархатный сезон, биометрию сложно назвать. Но я думаю, что к нововведению мы все быстро привыкнем, хотя время на адаптацию понадобится. Для туристов, подающих документы на визу через агентство/туроператора, мало что изменится в порядке получения, кроме собственно самой необходимости посетить визовый центр для сдачи биометрии. Когда процедура записи на прием будет отлажена, процесс уже не будет вызывать столько вопросов. Другое дело, что вполне справедливо прогнозируются сложности в получении виз для жителей тех регионов, где нет представительств той или иной шенгенской страны. Вполне вероятно, что будет предложено решение этой проблемы, но в ближайшее время стоит ожидать снижения турпотока из регионов по европейским направлениям.

Но есть и позитивный момент: если бы дактилоскопия была введена перед началом сезона, как планировалось изначально, наши потери были бы куда ощутимее.

Будете ли вы в связи со снижением российского турпотока в Грецию сокращать программы, выходить на другие направления, либо делать что-то еще?

- Мы всегда учитываем реалии рынка, потому будем следить за всеми происходящими изменениями и адекватно реагировать. Мы каждый сезон стараемся выйти с новым для нас направлением. И делаем это уже несколько сезонов. Сокращать долю Греции в общем объеме продаж мы не собираемся. Что конкретно делать по Греции – расширять программы на острова, где нет прямых чартеров других операторов, увеличивать программы по массовым островам, возвращаться к чартерам или летать только на регулярных рейсах, будет понятно чуть позже.

"Пантеон" – один из старейших российских туроператоров по Греции, созданный 2 сентября 1992 года.