- Конечно, сейчас непростое время, туротрасли нанесен огромный имиджевый ущерб. Упала репутация у всего турбизнеса: и туроператорского и турагентского, я их не делю. Но я против глагола "выживать", мы не выживаем, мы работаем, работаем трудно, но с удовольствием.

Сейчас нужно приложить все усилия для того, чтобы восстановить доверие клиентов. Лето 2014 года было очень непростым, в одном сезоне совпало все: и падение спроса, и санкции, и изменения курсов валют и так далее. Именно в такое критическое время проявляется надежность или ненадежность туроператора. Понятно, что не все туроператоры выдержат. Тем не менее, я категорически не согласна с тем, что в турбизнесе происходит что-то из ряда вон выходящее. Например, многие слышали о санации банков, но никто не говорит, что есть кризис в банковской сфере. То же происходит и в других отраслях. Почему-то туризм выделяют в отдельную составляющую, которую лихорадит. Турбизнес – составляющая рынка потребительских услуг. Не скажу, что происходящее в турбизнесе – нормальная ситуация, но она ожидаемая.

Обстановка сильно нагнетается, это приводит к тому, что потребитель считает ситуацию ужасной. Давайте смотреть правде в глаза. Скажем честно: потребитель, который находится в стране временного пребывания, защищен, работает "Турпомощь". Сейчас туристы, которые находятся за рубежом, реже высказывают какие-то опасения, потому что они знают, что будут организованы рейсы. В конце концов, они смогут проживать в отелях до времени окончания срока тура. Даже если сложится крайне нежелательная ситуация и туристам придется доплачивать за проживание, они могут по прилету обратиться в страховую компанию. Туристы, у которых по причине банкротства туроператоров, срывается отпуск, также могут обратиться в страховую компанию. Финансовая ответственность туроператора застрахована. К сожалению, эта часть работает не так, как хотелось бы нам и туристам, но все-таки работает.

В правительстве будут рассматриваться поправки в закон, которые должны убрать эти перекосы, дыры в законодательстве, которые позволяют работать недобросовестным участникам туристического процесса (агентам и операторам). Если удастся выработать такую систему, которая позволит выходить из подобных ситуаций без ущерба для потребителя, будет замечательно.

Мы ждем поправки в законодательство. Череда банкротств подхлестывает, времени не так много. Для того чтобы написать хороший, продуманный закон с анализом всех структур, нужно не меньше года. Когда в прошлый раз принимались поправки, бизнес и различные туристические организации не могли найти общего языка друг с другом. Сейчас много встреч проходит под эгидой АТОР, РСТ, Минкультуры, Ростуризма. Бизнес пришел к некому консенсусу. Конечно, не все положения всех устраивает, да этого и не может быть. Но мы понимаем, что нужно выработать единое решение, чтобы донести его до законодателей.

Также я бы не стала говорить о том, что турбизнес стагнирует. Происходит санация рынка. Тяжело, больно, но это должно было рано или поздно случиться, и все это понимают. Сложившаяся ситуация явилась катализатором процесса очищения рынка.

Конечно, очень сильно подогревают ситуацию средства массовой информации. Мы даем интервью, рассказываем, доносим до потребителя свою точку зрения, но поскольку подорвано доверие к туротрасли, никто сейчас особо не слушает бизнес, зато слушает всех остальных. Что бы я ни говорила, мне скажут: "Ты коммерсант, ты защищаешь свой бизнес". С другой стороны – абсолютное молчание, никто особо не защищает туротрасль. Поэтому сейчас бизнесу очень тяжело объяснять свою позицию, "достучаться" до потребителя. Мы не можем прорваться через этот блок, на нас повесили ярлык "туризм – пирамида".

Я думаю, что сейчас пройдет самоочищение туррынка, как туроператорского, так и турагентского, и рынок возродится в новом качестве: думаю, он будет прозрачным, и устойчивым.

В подтверждение своих слов могу сказать, что у нас уже сверстана зимняя программа. Мы предполагаем, что увеличение объемов по зиме будет порядка 10-15% по сравнению с прошлым годом. Зимняя программа выстроена на скрупулезных маркетинговых исследованиях. Несмотря ни на что рынок будет развиваться. Зимой мы будем летать в 19 направлений из 33 крупных городов.

Сегодня очень хорошее время для черного пиара, идет вброс совершенно разной информации. Наверное, сейчас лучше объединиться, чем воевать, причем некорректными методами. Мы не собираемся ни отвечать, ни что-то доказывать. В конце концов, в турбизнесе работают неглупые люди, которые способны оценить ситуацию правильно.

Мы всегда работали открыто. Все наши планы афишированы. Кто может анализировать, тот будет это делать. Кто не может анализировать, тот верит различным слухам.