О том, как Ростуризм будет продвигать российский турпродукт в России и за рубежом в 2014 году, а также об основных проблемах, с которыми отрасль столкнулась в прошлом году, рассказал глава Ростуризма Александр Радьков.

- Для продвижения российского турпродукта за рубежом мы используем различный инструментарий. И Ростуризм, и регионы принимают участие в многочисленных выставках. В этом году мы приняли участие в FITUR в Мадриде и MATKA в Финляндии. Активно используется такой инструментарий, как СМИ: телевидение, радио, печатные издания, Интернет.

Страны, на которые мы фокусируемся, это, прежде всего европейские страны: Великобритания, Франция, Финляндия, Италия, Испания. Безусловно, для нас интересен азиатский рынок: Китай, Япония. Корея. Очень перспективный индийский рынок, ближневосточные страны, страны Персидского залива.

Кроме того, проводятся различные форумы, фестивали, конференции, деловые мероприятия, издается соответствующая литература – буклеты, путеводители, карты-схемы.

В рамках Федеральной целевой программы (ФЦП) мы проводили отбор проектов, которые представляли регионы, направленные на продвижение туристических возможностей России именно в самой России. Поступило порядка 400 заявок из различных субъектов Российской Федерации, был проведен конкурсный отбор, поддержаны наиболее привлекательные, которые охватывают все виды туризма. Порядка 10% заявок было удовлетворено.

Россия – богатая страна, имеющая всю палитру возможностей с точки зрения туризма: пляжный, экологический, культурно-познавательный, активный и так далее. Мы запланировали проведение ряда крупных форумов, конференций, мероприятий, посвященных различным направлениям развития внутреннего туризма. Кроме того, будет проведен ряд крупных событийных мероприятий, потому что это тренд, который всегда востребован на отечественном рынке. Это, естественно, Масленица, Новый год, ряд других мероприятий, которые пользуются спросом. Большое внимание в этом году будем уделять развитию яхтингового и круизного туризма.

Что касается оценки эффективности ФЦП, то исполнение бюджета за прошлый год по ФЦП составило 99,5%, это достаточно хороший показатель. Наиболее ярким показателем я считаю количество привлеченных инвестиций, потому что программа уникальна и отличается от других ФЦП большим процентом внебюджетных средств, которые предусмотрены условием программы. Почти 30% — федеральных денег, 70% — частных инвестиций. Предполагается небольшое софинансирование субъектами в размере 2-3%, но основное – это инвесторы.

В прошлом году были сложности в получении субъектами федеральных средств, у некоторых регионов возникли сложности со своевременной подачей пакета документов. Но часто инвестор даже не ждал, когда придут федеральные деньги, начинал работать, доверяя государству. Это доверие ни в коем случае нельзя подрывать. Наша задача на этот год выровнять финансирование, чтобы средства федерального бюджета были своевременно доведены до регионов.

Программа рассчитана до 2018 года, конечно, будем считать результативность программы с точки зрения целей и задач тогда, когда объекты, которые сейчас строятся, будут сданы, и мы сможем оценить рост туристического потока. Наша основная цель – генерация новых туристических потоков. Объекты сдаются, частично вводятся в эксплуатацию.

На мой взгляд одна из проблем системного характера – это стоимость авиа- и ж/д перевозки. Невозможно развивать туризм без транспортной доступности. Россия большая страна по размерам. Уже сейчас заявлено, что будут созданы лоукост-перевозчики в России, нужно развивать этот сегмент. Нужно развивать межрегиональную перевозку, потому что часто людям, чтобы попасть в соседний регион надо лететь через Москву.

Надо работать над нашим отраслевым законодательством. Продолжить работу над регулированием деятельности и туроператоров, и турагентов. С точки зрения туроператоров, очень важно, чтобы финансовая ответственность туроператоров была застрахована в полной мере, чтобы в случае банкротства компенсацию получили все туристы. Безусловно, нужно исключать на рынке различные случаи мошенничества, которые, к сожалению, имели место быть.