- Бытуют разные мнения насчет того, как сложится 2014 год для туротрасли. Будет ли он успешным, или наоборот? Скажу так: 2014 год будет достаточно трудным, для этого есть определенные предпосылки. Существует некоторое снижение потребительской активности.

Туризм – это крайне событийно-зависимая отрасль. Несмотря на то, что год не будет легким, я скажу, что туроператоры, в том числе "Пегас Туристик", не снижают активности на этом рынке. Мы взвешенно подходим к формированию своих планов.

В этом году "Пегас Туристик" откроет для туристов только одно новое направление – это Болгария. Мы уже анонсировали это направление, уже сформирован продукт, уже пошли продажи. Также остаются все те направления, с которыми мы работали в прошлом году. Мы не предполагаем значительного расширения своих программ, конечно, они будут расширяться, но не более чем на 20-25%.

Сейчас мы работаем над совершенствованием своего продукта на всех этапах его реализации. Большое значение придаем автоматизации процессов для максимально быстрой и удобной работы. Мы вводим новые дополнительные опции, которые можно забронировать дополнительно к основному продукту. Хочется, чтобы продукт был емким и отвечал всем требованиям туристов в рамках одного пакета. Например, страховщики по нашему предложению разрабатывают новые страховые пакеты. Или, допустим, различные виды трансферов, различные виды классов в салоне самолета. Возможны дополнительные опции в самом отеле: проведение дней рождений, цветы в номер – все это можно заказать заранее в рамках пакета, который приобретает турист. Плюс бесперебойное и своевременное предоставление этих услуг принимающей стороной.

В настоящее время для нас самое важное – отшлифовать продукт, сделать его доступным, мобильным, удобным как для агентства, так и прямого потребителя. Мы прекрасно знаем, что, когда потребитель делает первые шаги при бронировании и не может сориентироваться, он, как правило, переходит на другие сайты. Система бронирования должна быть понятна и доступна для пользователя любого уровня: от начинающего до продвинутого.

Большое внимание мы уделяем нашей агентской базе, дилерской сети. Я не говорю только о наших франчайзерах, фирменных офисах продаж – там свои достаточно серьезные требования. С Нового года мы ввели новый договор с агентствами, в котором прописаны некоторые дополнительные условия.

Не буду подробно останавливаться по поводу новых условий, единственное, хочу заметить, что мы делаем это для того, чтобы в отсутствие каких-то законодательных моментов регулирования работы агентской сети регулировать ее самостоятельно. Мы отвечаем за действия своей дилерской сети и хотим видеть своими агентами профессиональных и добросовестных агентов. В принципе, таких агентств на рынке большинство, и только небольшая часть рушит рынок недобросовестными действиями. Мы с помощью договора хотим отсечь возможность работать с нами именно у таких недобросовестных агентств, а сотрудничать с профессиональными и добросовестными участниками рынка.

В активной базе у нас почти 20 тыс. агентств – это огромный объем работы. До высокого сезона не так много времени. Мы хотим вступить в новый сезон с обновленной агентской базой, пусть она даже и сократится. Может быть, есть необходимость в сокращении. Иногда емкость того или иного города "не переваривает" большого количества агентств. Перед летним сезоном будут открываться временные агентства-однодневки, и мы хотим отсечь возможность вхождения на рынок таких агентств, у которых нет желания развивать этот бизнес.

Я понимаю, что банкротства туроператоров наносят колоссальный ущерб всему рынку, но не меньший ущерб приносят и уход с рынка недобросовестных агентств со скандалами. Пусть эти скандалы не носят федерального характера, тем не менее, они очень больно отражаются на репутации туристического бизнеса в том или ином городе и больно ударяют по имиджу туристического бизнеса. Это связано уже с нарушением прав потребителей, это серьезная имиджевая потеря.

Сейчас наша основная задача – выкристаллизовать свой продукт и создать агентскую сеть, куда войдут единомышленники с определенными, конкретными планами.