- Прошлый год был непростым годом для российского туризма – в стране поменялась конфигурация управления туризмом, произошли изменения в туристическом законодательстве, появился новый институт – объединение туроператоров в сфере выездного туризма. Происходили также крупные банкротства: прекратила деятельность компания "Ланта тур вояж" и других туроператоров.

Полностью исключить банкротства на рынке мы не можем, поэтому нужно создать совершенные механизмы защиты прав туристов. В прошлом году были приняты поправки в закон "О туристской деятельности в РФ", которые привязывает финансовую ответственность туроператора к его реальным оборотам. Однако законодательство нуждается в дальнейшем совершенствовании, и мы уже предложили новые поправки, которые будут вынесены на ближайшую сессию Госдумы.

В частности, нужно разъяснить понятие "объем денежных средств, полученных в результате реализации турпродукта в сфере выездного туризма". Еще одна проблема заключается в том, что многие страховые компании, заключающие договор с туроператорами, не готовы страховать большие обороты. В связи с этим мы поддерживаем инициативу создания пула страховщиков.

Основными выездными направлениями для россиян в 2012 году остались Турция, Египет и Таиланд. В этих странах и происходило наибольшее количество несчастных случаев с российскими туристами. В Египте в прошлом году погибло 88 россиян, за медицинской помощью обратились 35 тыс. В Таиланде было зафиксировано 74 случая смертей российских граждан, а медицинская помощь потребовалась 22,5 тыс. человек. В Турции, по данным страховщиков, было зафиксировано около 30 смертельных случаев и 63 тыс. обращений за медпомощью.

Стоит отметить, что в 2014 году Ростуризм планирует открыть свои представительства в Турции, Китае и, возможно, Египте. Цель открытия таких представительств состоит в оказании помощи российским туристам и продвижении российского турпродукта за рубежом.

В 2012 году мы продолжили реализацию Федеральной целевой программы, позволяющей по-новому посмотреть на возможности внутреннего и въездного туризма в России. Основные проблемы нашего внутреннего и въездного туризма – неразвитость инфраструктуры, дефицит качественных средств размещения и т.д. – с помощью ФЦП должны решаться. За два года реализации программы в нее вошли 11 субъектов с 16-ю туркластерами, а в 2013 году планируется вхождение еще 7-ми субъектов.

Мы продолжим кампанию по продвижению туристического потенциала РФ и созданию позитивного имиджа нашей страны за рубежом – будем участвовать в выставках, организовывать крупные маркетинговые мероприятия в ряде европейских столиц, а также в Китае. Напомню, что в 2012 году мы проводили роад-шоу в Германии, Великобритании, Франции, Китае. Результатом подобных маркетинговых кампаний стал рост въездного турпотока в РФ в прошлом году – по предварительным данным, он составил 10%.